К теме противостояния добра и зла часто обращаются режиссеры кино и театра. Почему все-таки человек иногда выбирает зло? Сможет ли добро перевоспитать зло?
Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» рассказывает о золотой молодежи, рушившей советские идеалы. Ее ставили на всём пространстве «перестроечного» СССР, а одноименный фильм с Мариной Неёловой в главной роли знаком если не всем, то многим. Ученики 11 класса приходят в гости к учительнице, но этот визит становится для нее испытанием и проверкой на прочность.
В спектакле Владимира Жукова в «Сатириконе» все ещё жестче, чем в фильме. Вдохновляясь фильмами «Догвилль» Ларса фон Триера и «Заводной апельсин» Стенли Кубрика, он интерпретирует драму Людмилы Разумовской на сцене по-новому, не сглаживая углы, как это делал Эльдар Рязанов в фильме, а вытаскивая все зло на поверхность.
Начинается все безобидно. Школьники, надев клоунские носы, веселой гурьбой, вваливаются в квартиру своей учительницы. Они поздравляют ее, дарят подарки, качают на стуле, слушают музыку и танцуют. Всем весело. Казалось бы, что может пойти не так?
Увы, это не история про отзывчивых и внимательных учеников, которые хотят порадовать преподавателя в День Рождения. Они пришли за ключом от сейфа. В нем лежат экзаменационные работы, которые ребята написали очень плохо. Им грозят проблемы с поступлением в институт. Это рассказ о том, на что готовы совсем еще юные создания, чтобы получить желаемое.
И вроде бы все они неплохие ребята: Ляля (Алина Доценко/Анна Петрова) хочет жить, как девушки с обложек глянцевых журналов, будущий филолог Паша (Ярослав Медведев/Константин Новичков) хочет изучать Достоевского, Витя (Кирилл Бухтияров/Илья Рогов) просто хочет поступить в институт. Но, как это и бывает в жизни, они попали под влияние сильнейшего. Володя (Никита Григорьев), подмяв под себя ровесников, проводит эксперимент по управлению людьми, ему чтобы стать крупной фигурой, нужно уметь добиваться своих целей любыми средствами.
«В конце концов, у каждого человека есть слабое место. Нужно его только правильно определить и вовремя нажать кнопку», —говорит он и ставит в пример Петра I и Наполеона. Именно Володя раскрывает все карты и сообщает Елене Сергеевне истинную цель визита.
В роли школьников выступают молодые артисты – выпускники мастерской Константина Райкина. В силу не только актерского мастерства, но и возраста, им удается передать все хитросплетения пубертатного периода и становления личности. Здесь и юношеский максимализм, и отрицание правил, и еще размытые, неустоявшиеся характеры, и очень узнаваемые тонкие чувства, спрятанные под наглой бравадой. Даже вожак всей этой разношерстной компании, хоть и мнит себя Наполеоном, просто обычный подросток.
Учительницу математики играет заслуженная артистка России Наталия Вдовина. Ее Елена Сергеевна — благородный человек со строгими моральными принципами. Она отказывается верить в такое предательство учеников и пытается разбудить в школьниках совесть, внушить им идеалы добра, справедливости, гуманного отношения к человеку. Актриса проживает со своей героиней весь спектр эмоций: радость встречи, нежность, а затем негодование, отчаяние и безысходность. И страх… Ведь в какой-то момент ребята теряют остатки благоразумия: они обыскивают учительницу, запугивают ее, громят квартиру, обрезают телефонный провод. Елена Сергеевна хватается за нож, но даже это не помогает. Соседям тоже наплевать, на шум и крики никто не приходит. Страшно. Пугающе. Не знаешь, чего ждать дальше.
Боится ли она? Конечно боится. Но готова биться и стоять за свою правду. До последнего… Елена Сергеевна – «Антигона». В её образе мы видим человека, защищающего свои идеалы. Но, в конце концов, она все же сдается и бросает ключ Володе. Победа? Друзья-одноклассники уже не так уверены. Ключ остается лежать на столе. Значит ли это, что она все же смогла достучаться до ребят?
Пьеса петербургского автора Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», написанная в 1980-х не только не теряет актуальности, а даже становится в наше время еще более понятной и острой. Современные школьники и студенты идут на хитрости и уловки, чтобы получше сдать экзамены. А родители хотят, чтобы их ребенок учился в лучшем ВУЗе и помогут ему при любой возможности. Как далеко может зайти человек, который думает, что ему все можно? Сможет ли кто-то или что-то его остановить?