Спасение утопающих. Иван Поповски поставил в Мастерской Фоменко пьесу о благих намерениях

Кромешная тьма. Скрипит дверь, кричит чайка, сыплются монеты, барабанит дождь. Прыжок, погружение. Вода затекает в уши, и на мгновение к темноте прибавляется оглушающая тишина. Хочется «разжмуриться», поскорее сбросить эту чёрную пелену. У Молли, потерявшей зрение в младенчестве, к сожалению, нет возможности убрать с глаз ладони и всё увидеть. А почему, собственно, «к сожалению»?

Пьеса «Молли Суини» ирландского драматурга Брайана Фрила – глубокий многослойный лонгрид, коллекция исповедей трёх персонажей на условную тему «Этот мир не рождается вместе с нами, мы сами создаём его». Символично, что история женщины, которая почти ничего не видит, заинтересовала гуру визуального театра, который видит больше, чем многие другие. В постановке Иван Поповски отказывается от фирменного буйства палитр и образов и уходит от философского лонгтока. Режиссёр расширяет пространство, при этом не раздувая проблему. 

Молли сорок лет. У неё есть дом, любящий муж, друзья. Она ходит на работу и обожает плавать в бассейне, но из-за слепоты её жизнь считается неполноценной. Специально для зрячего зрителя мир Молли показан как большой тёмный куб, где стены, диван, светильники – всё выстлано чёрной тканью с морщинами и складками. В этом кубе Молли ухитряется плясать джигу, не задевая мебель и не падая. Всё просто: в её жизни нет никакого «к сожалению», она счастлива, но в это не хочет верить её муж Фрэнк.

Источник фото: сайт театра

Глубокая сцена живёт и буквально дышит, отзываясь на чувства героини. Под тёмной материей включается полусвет в знак надежды на чудо, куб движется, танцуя вместе с Молли, а после хирургической операции старый мир «стекает» со стенок куба и душит «прозревшую» Молли, топит её в новом мире, в котором она оказалась не по своей воле. Спасти жену, вернув ей зрение, мечтал Фрэнк Суини. Спасти карьеру, вернув признание в научном мире, мечтал доктор Райс. Молли ни о каком спасении не мечтала. Соглашаясь на операцию, она была не прочь совершить путешествие в страну зрячих, чтобы потом вернуться в свой счастливый мир.

Источник фото: сайт театра

Герои не взаимодействуют на сцене. В прямом луче софита у каждого по очереди своя тьма, своя правда. Импульсивный Фрэнк в исполнении Юрия Буторина – энтузиаст, прожектёр-идеалист в вечной погоне за жар-птицей. Ломающийся голос, резкие смешки, мощное прочувствованное соло под With or without you знаменитых ирландцев U2 – Буторин очень точно, трогательно, «на нерве», выворачивает нутро неравнодушного человека, готового во что бы то ни стало осчастливить мир. Эвакуация барсуков или класс коррекции для жены – любое действие Фрэнк рассматривает как благотворительную акцию, спасение утопающих

Источник фото: сайт театра

Менее восторженно, но не менее убедительно живёт на своём квадрате света мистер Райс (Анатолий Горячев). Профессор офтальмологии, чьи семейные неудачи привели к неудачам профессиональным, к тотальной неуверенности в себе, – с помощью операции планирует спасти не пациентку, а свою репутацию. Райс-Горячев – колеблющаяся, неуравновешенная натура: сидит скромно и подавленно, вдруг вскакивает и энергично жестикулирует, снова пассивен и отрешён.

Источник фото: сайт театра

Ровно и самодостаточно держится только Молли Суини. У воздушной и вместе с тем такой земной и плотской Полины Кутеповой получилась действительно главная роль – герой, неспешно и уверенно плывущий в своём счастье, как в любимом бассейне – в «наслаждении чистых ощущений». Полноценно и всеобъемлюще она принимает и с радостью проживает и свою слепоту, и благие намерения мужа, и другой мир в его новоявленном несовершенстве. Только тот, кто побывал по обе стороны тонкой чёрной ткани, знает: увидеть не значит понять, а жизнь без больших ожиданий не делает мир неполноценным.

Источник фото: сайт театра

Не оттого тёмен куб, что таким ощущает мир слепой человек, а потому что чужая душа – потёмки. В том, что нельзя рассмотреть чужое счастье через лупу своего собственного, кроется вселенская гармония. И какой дивный новый смысл всплывает в ироничной поговорке про «дело рук самих утопающих»! Не спеши спасать человека, если он скрылся под водой. Возможно, он просто ищет тишины. Помоги ему прыгнуть со скалы в океан, если он об этом просит. Возможно, в этом его счастье.