На этом спектакле вам не будет просто, даже будет ничего не понятно, захочется выбежать из зала, а если вы это состояние преодолеете и задержитесь – в какой-то момент почувствуете расслабление и практически погрузитесь в медитацию. Спектакль «7Самураев» режиссёра Сергея Чехова привез на Brusfest Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Рассказываем, как это было.
Прямо в фойе каждому зрителю дают мини-программку с коротким описанием предстоящего действия. Из неё становится ясно, что в спектакле играют только женщины, а состоит он из совершенно непохожих друг на друга трёх частей. Первая часть на каждом показе спектакля уникальна, так как последовательность текстов и реплик не является фиксированной, а выбирается актрисами импровизационно. В двух других частях реплик нет, но есть «тренировка» и «бой».
Начинается спектакль с небольшой инсталляции-увертюры, в которой (и только в ней, дальше в спектакле этого не будет) можно усмотреть хоть какую-то связь с фильмом Акиры Куросавы «Семь самураев». Если вы не смотрели фильм – это нестрашно, это знание вам ничем не поможет при просмотре постановки. В инсталляции бросаются в глаза длинные волосы и силикон – «спутники» красавиц с обложек глянцевых журналов. Из этих материалов изготовлены и костюмы героинь «7Самураев».
Заняв своевременно место в зрительном зале, вы в мельчайших деталях успеете рассмотреть огромный чёрный камень-конус, зловеще стоящий посреди сцены, и будете наблюдать, как одна за другой семь одинаково одетых женщин (в силиконовых костюмах) появляются из-за кулис и размещаются на сцене, образуя бесформенную кучу из своих переплетённых тел. Постепенно одна за другой они будут вставать, брать стоящую на штативе камеру и на неё обрывочно и с «ноль-позицией» рассказывать о своих страхах – самых разных: от страха физического насилия до страха остаться одной.
Выплеснув свой страх, героини начинают настраиваться на борьбу с ним, выполняя дыхательную гимнастику. Затем в их руках появляются бокены – деревянные макеты японских мечей, и начинается оттачивание владения этим оружием – тренировка, которая напоминает танец. В какой-то момент актрисы начинают покидать сцену, а из огромного камня валит пар, заполняя пространство зрительного зала.
Спустя несколько минут актрисы вернуться, чтобы дать финальный бой страхам, омрачающим жизнь. А камень-страх, камень-ужас будет становиться агрессивнее, не желая отступать. Одеты «самураи» будут в чёрные платья с «ритуальным» разрезом на груди, у них в руках будет танто – кинжалы, и в это время звук возобладает над действием. Именно во время боя отпускаешь всё, что казалось странным, сложным и раздражающим, сознание уже не хочет ничего анализировать, а желает лишь расслабления и прощания с дискомфортом.
На протяжении всего действия слева и справа от сцены в глубоких креслах спиной к зрителям сидят два пожилых человека перед экранами телевизоров, транслирующих стоящий на сцене чёрный камень и происходящие с ним метаморфозы. В короткие моменты, когда они оборачиваются, понятно, что они слепы. Но слепота, как и то, что в их поле зрения не попадают женщины, страдающие от внутренних страхов, с которыми в принципе можно жить, наводит мысли о заложенной режиссёром метафоре.
Это словно столкновение старого (пожилые мужчины) и нового (молодые женщины) миров. Молодёжь не хочет жить так, как ей не нравится, не хочет мириться с тем, к чему лояльно пережившее больше правителей и эпох поколение. И в тоже время здесь прослеживается отголосок борьбы женщин за свои права – из отрывочных монологов в первой части спектакля сквозит движением #MeToo.
Жанр спектакля заявлен как «генеративная опера». Это значит, что слова и звуки, которые произносят актёры на сцене, с помощью современных технологий программной обработки в режиме реального времени превращаются в музыку. Учитывая уникальность первой части спектакля на каждом показе, можно считать, что каждая опера уникальна. И да, это неповторимый театральный опыт!