Трагичная история Гамлета, подшитая в личном деле, оказалась на столе беспристрастного судьи. Одну из самых известных пьес мировой драматургии под микроскопом рассмотрели в зале суда – Новом пространстве Театра Наций.
У всех обстоятельств, написанных Шекспиром, появились современные аналоги, но не изменилась суть. На первых минутах просмотра кажется, что имена участников процесса – это клички, а дело вполне настоящее, как и наказание. От реалистичности судебного процесса иногда бросает в дрожь. Перед судом все равны и на поверхность всплывают малоприятные подробности инцеста, которые в современном прочтении приковывают внимание зрителя. Атмосфера напряжена до предела, ведь решается судьба молодого человека. На канцелярском, профессиональном языке прокурор (Ольга Власова) зачитывает обвинение. Гамлет совершил убийство, но обстоятельства трагедии все больше запутывают историю. Сам иск выдвигает не мать юноши, ставшая единственным свидетелем убийства (Роза Хайруллина), а его бывшая девушка Офелия (Алена Старостина).
На суде принято держать свои эмоции в кулаке и не давать им излиться на всеобщее обозрение. Крик прозвучал внутри каждого героя, «пробив» экраны зрителей онлайн версии.
Сценическое пространство – место, где клянутся говорить правду и ничего кроме правды. Стороны обвинения и защиты лишь изредка пересекаются взглядами, каждый ждет результата в свою пользу. Судья (заслуженный юрист РФ, член Московской Хельсинской Группы Сергей Пашин), исполняя возложенный государством и театром долг, не лишен русского чувства юмора. В его воле снять вопрос коллег или потребовать ответа, но все чаще звучит резкое: «Пожалуйста дальше». В постановке заняты действующие юристы, а профессиональных артистов в желтых майках всего трое. Когда настало время выбирать присяжных из зала для вынесения окончательного вердикта, кажется, что разрядилась обстановка и упал градус напряжения с первой улыбкой судьи. Однако, Гамлету и уполномоченным представителям сторон было не до смеха. Зрители реагировали позитивно и легко, не обращая внимания на непрерывную работу актёров, которые находились в ожидании приговора. Благодаря записи этот момент можно чётко отследить.
Подсудимый (Семен Серзин) не признает вину, но и не отрицает факт совершенного убийства. За свободу своего клиента борется адвокат (Ирина Поверинова), Полония к жизни не вернуть, но доказать невиновность Гамлета ещё есть возможность. Исход событий на самом деле решает не суд, а зритель. Оправдать нельзя лишить свободы. Запятая скачет в этом предложении в зависимости от восприятия спектакля аудиторией. Гамлета то освобождали в зале суда, то заковывали в наручники. Каждый выход к зрителю непредсказуем для артистов.
Проект «Пожалуйста дальше (Гамлет)» созданный швейцарским режиссером Яном Дейвендаком, стал международным. В каждой стране постановка подстраивается под местные социальные и юридические реалии. Гамлет предстал перед судом 191 раз. Зрители отпустили подсудимого, считая его невиновным, по итогам 102 заседаний. Интересный исход событий шекспировского героя ждал в Цюрихе, где он получил компенсацию в размере 50 000 евро.
Постановка была отобрана в конкурсную программу национальной театральной премии «Золотая маска 2020», в номинации эксперимент.
Онлайн версия напоминает архивную съемку суда, которая случайно попала в сеть. Ракурс не меняется от «встать суд идёт» и до приговора. Зритель онлайн версии чувствует себя камерой видео наблюдения. Запись позволяет прежде всего ознакомиться с уникальным участником «Золотой маски» не отрываясь от своих повседневных дел. Без преувеличения эксперимент удался.
Автор – София Преснякова