Драматург Виктор Розов сказал когда-то об Олеге Павловиче Табакове, что он «проглотил атом солнца». Сегодня мы видим, что этим солнцем Мастер поделился (и делится до сих пор) со всеми своими учениками. Приятно видеть, с каким удовольствием и азартом выходят на сцену все поколения актеров школы Табакова. И особенно приятно, что совсем молодые последователи Олега Павловича в полной мере впитали в себя тот самый «атом солнца», заряжающий своего обладателя бьющей через край позитивной энергией.
Все это в полной мере относится и к новой постановке «(Не) Смешно», премьера которой состоялась 12 ноября. Под руководством режиссера Александра Марина, недавние выпускники театральной школы (а ныне дипломированные актеры) создали спектакль, в котором ранние произведения Антона Павловича Чехова сплелись с историей актерского пути. Между тремя рассказами и одним водевилем нет никакой очевидной связи, тем интереснее было команде спектакля эту связь найти. А где могут сойтись разные сюжетные линии? Только в театре.
Центром объединения чеховских сюжетов стала молодая актриса Арина Долгих, играющая сразу четыре основные женские роли. Сложность задачи здесь не столько в количестве ролей, сколько в двойственности повествования, ведь кроме героинь рассказов Арина играет актрису, проходя с ней путь от желания поступить в театральный институт до первого громкого успеха на сцене.
Знакомство с театром происходит на складе декораций (рассказ «Пропащее дело»). Именно там молодой актер (Павел Шевандо) назначил девушке свидание. И не просто свидание, а с матримониальной целью. Вот только он беден, а девушка богата, к тому же театр ей совершенно не нравится. Происходит первое столкновение обычного человека и человека-Актера. В несколько минут отведенного ему времени Павел Шевандо успевает вложить всю жизнь: горести и радости, мечты о больших ролях и серые будни, любовь и отчаяние, надежды и страхи, и, наконец, муки выбора. Какой будет жизнь с человеком, не узнающим на слух шекспировского Лира? И какой будет жизнь в театре, когда ты читаешь про себя монолог Чацкого, играя «заднюю часть слона»?
Этот дуэт актера и «не актера» плавно перетекает в другой дуэт: актера начинающего и актера-мастера.
Рассказ «Длинный язык», со свойственным Чехову подтруниванием над дамами, иллюстрирует известную поговорку «молчание – золото». Жена отчитывается мужу об отдыхе в Крыму и случайно проговаривается. Здесь Арина Долгих играет уже не пугливую девицу, а начинающую актрису, партнером которой выступает умудренный опытом профессионал.
Александр Фисенко играет одновременно и подозрительного мужа и не менее подозрительного «члена приемной комиссии», пристально следящего за юным дарованием и ее попытками впечатлить своей игрой. К этому дуэту присоединяется очаровательный юный официант в исполнении Павла Чернышёва. Помимо своих обязанностей в рамках чеховской истории, он тоже желает произвести впечатление на Мастера, бросая на него уморительные взгляды и как бы говоря: «А я бы лучше нее сыграл». И, надо признать, в чем-то он прав, ведь в финальной истории из Павла получилась очень симпатичная барышня.
«По окончании обучения» героиня Арины Долгих выходит на профессиональную сцену. Дебютом для нее становится спектакль «Тина», в котором она играет Сусанну Моисеевну Ротштейн, соблазняющую поручика Сокольского (Илья Богомолов), чтобы не отдавать долг. И Сусанна Моисеевна, и актриса уже уверены в собственных силах. Одна – в силе красоты, другая – в силе актерского мастерства. И то, и другое в полном объеме сваливается на голову бедного Ильи Богомолова, который становится объектом опытов и упражнений коварной девицы. Поначалу он держится довольно стойко, но все же становится жертвой превращения нелепой старухи в ослепительную красавицу.
Наконец, пройдя долгий путь, актриса получает звездную роль, своего рода актерский триумф. Пьесу «Медведь» Чехов назвал «шуткой в одном действии», подарив читателям и зрителями смешную и трогательную историю любви с первого взгляда, а актерам – неограниченное пространство для фантазий и экспериментов. Зритель логично предполагает увидеть в роли помещика Смирнова Александра Фисенко, но нет. Чехов не указал возраст своих персонажей, но все мы привыкли считать, что они уже очень взрослые люди. Здесь же «медведя» играет молодой актер Севастьян Смышников.
Перед ним поставлена сложная задача: не только сыграть роль, но и сломать стереотип восприятия, с чем он блестяще справляется, несмотря на «груз ответственности» в виде огромного плюшевого медведя. Внезапно вспыхнувшую страсть актер преподносит со всем пылом молодости, не забывая при этом о сдержанности, свойственной чеховской эпохе.
В каждом произведении Антона Павловича Чехова заключен целый мир, наполненный понятными и знакомыми читателю персонажами, оказывающимися то в трагических, то в нелепых обстоятельствах, настолько непредсказуемых и многогранных, что сразу и не понять, смешно это или нет, ведь комизм ситуации полностью зависит от взгляда смотрящего. Но с какой стороны ни посмотри, спектакль «(Не) Смешно» – действительно смешной! Он наполнен тем особым добрым юмором, который не вызывает внутреннего диссонанса, напротив, позволяет зрителю расслабиться и не стесняться своей реакции. А то, с какой любовью артисты строят чеховские миры, заслуживает высшей оценки.