Человек под натиском технологий. Спектакль «ЧПР», театральный фестиваль Brusfest

Мы живём в быстро меняющемся мире. То, что вчера казалось невозможным, сегодня воплощается в жизнь нажатием одной лишь кнопки. Высокие технологии становятся всё более обыденными, а привычные механизмы вымирают. Спектакль о том, куда мы несёмся и как не успеваем, представили в рамках международного фестиваля документального театра имени Дмитрия Брусникина Brusfest. «ЧПР» режиссёров Юрия Квятковского и Анастасии Великородной – гид по судьбам людей, чья профессия и мастерство внезапно стали не нужны, и тех, кто занимает сейчас новые ниши на рынке труда.

Фото: Глеб Кузнецов

ЧПР – четвёртая промышленная революция. Это прогнозируемое событие, которое подразумевает переход на полностью автоматизированное цифровое производство. То есть, по сути, замену людей роботами. Этот термин впервые появился в 2011 году в государственной Hi-Tech стратегии Германии. То, как ЧПР всё больше проявляется в повседневности, заметно даже, если оглянуться на 10 лет назад. Но как живут люди, посвятившие чему-то всю жизнь и оказавшиеся вдруг на обочине?

Чтобы показать нам палитру судеб, постановщики приглашают нас на советский новогодний «Голубой огонёк». Здесь в уютной обстановке за столами, вперемежку со случайными людьми оказываются герои, которые рассказывают и как попали в свою профессию, и любят ли они её, и в чём её ценность, и просто о том, как им живётся. В одном месте собираются библиотекарь и дояр, театральный суфлёр и трактористка, телеграфистка и звонарь, стриптизёрша и рестлер, корректор и разведчик и многие другие.

Фото: Глеб Кузнецов

За каждым рассказом – целая жизнь, в которой есть смысл и преданность делу, но нет возможности для манёвра, нет способности подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Лицо каждого героя выводится на видео крупным планом в чёрно-белых тонах, помещая будто в альбом, где хранятся фотографии на память. А в процессе рассказов на столах гостей «Голубого огонька» появляются блюда с рабочими инструментами исчезающих профессий – они уже музейные экспонаты.

В противовес исчезающим демонстрируются только что появившиеся специальности. Внезапно «Голубой огонёк» накрывает сумасшедший ритм мегаполиса и господство IT-технологий. Здесь все бегут, а точнее танцуют, сливаясь в толпе, что подчёркивается одинаковой одеждой перформеров. Здесь вам расскажут, как из технолога пищевой промышленности превратиться в дегустатора, зарабатывать деньги на роликах для TikTok, как стать ментором, и даже проведут короткую коуч-сессию. Однако долог ли век этих ремёсел?

Фото: Глеб Кузнецов

В основу спектакля легли интервью, которые взяли студенты 2 курса Школы-студии МХАТ (курс Марины Брусникиной и Сергея Щедрина), у представителей всех этих профессий. Лица героев можно увидеть в зрительном зале, где создана портретная галерея, а их роли исполняют сами студенты. «ЧПР» – это совместный проект Школы-студии МХАТ, Музея Москвы, театра «Практика» и Мастерской Брусникина.