25 ноября театр «Модерн» представил зрителям премьеру спектакля «Кладбище понтов». Небольшое, красивое, трогательное повествование о предательстве и достоинстве, о преданности, любви и прощении.
Когда-то драматург Рина Ю написала крошечный сценарий для мультфильма. Затем переработала его в короткую пьесу.
«Все знакомые и люди в театре сказали, что это нельзя поставить, а я, как в фильме «Служебный роман», ответил: «Если нельзя поставить — надо брать». Мне интересно поставить мультфильм на сцене. И мы сделали спектакль легкий, ироничный. Про все наши грехи» – рассказал на пресс-конференции постановщик Юрий Грымов.
Кто не помнит, как в детстве мы заглядывали в глаза своим игрушкам и отчетливо понимали, что они живые, что их нельзя выбросить на помойку, даже если у них выпал глаз, оторвалась лапа? «Куда уходит детство», а вместе с ним безгрешность и вера, незнание предательства и чуткость к чужой боли – об этом спектакль, проникающий до глубинных точек души.
Окраина большого города, полигон с печальными руинами высоких башен. Их разрушила не война. Они такие же, оставленные людьми, как и брошенные на этой, очевидно, не официальной, а самостийной стоянке, дорогие автомобили. Прежде престижные иномарки верой и правдой служили своим владельцам, но судьба была жестока с ними: оказавшись ненужными, машины очутились на арктически-холодном «острове погибших кораблей» – «кладбище понтов» бывших хозяев. В автомобили класса премиум превратилась почти вся труппа театра.
До поры до времени обездоленным, но все еще полным витальной силы автомобилям, жилось не так уж плохо. За ними присматривал и ухаживал Аркаша (Владимир Левашев) –владелец и сторож забытого богом «кладбища» железных коней. Он собрал их здесь, чтобы спасти, отремонтировать и сделать музей «Созвездие Брошенных Машин». Может быть, он единственный во всем городе, кто слышит их разговоры, видит в осиротевших машинах душу и преданность, для кого они живые. Не потому ли Аркадий просит парнишку, пришедшего за запчастью для авто, сыграть машинам на гитаре?
Они выезжают из темноты на звуки музыки, ослепляя светом фар. Они внимают жадно, ведь так давно никто не включал внутри магнитолу, так давно никто не говорил им ласковых слов! Перевоплотиться в автомобиль – занимательная идея, ее выражение обязано быть правдивым от марки до цвета. На сцене актеры-машины различимы по никелированным шильдикам и выразительным костюмам с намеком на национальную идентичность. Окончательно оживить железного друга, снабдить его характером, вдохнуть в него трепетную сущность помогает блистательная игра всех исполнителей.
Автомобили вспоминают своих владельцев обиженно, горько: «Люди, вы – твари!», но все-таки ждут, что за ними вернутся, как ждут хозяев в приюте бездомные животные. Они помнят лучшие времена и кичатся друг перед другом происхождением, количеством лошадиных сил, но, главное, подвигами во имя владельцев!
Как высоко вознеслись люди в сознании своей исключительности на Земле. Как часто право жить и чувствовать они признают только за собой. Им даже невдомек, что их дорогой четырехколесный транспорт в борьбе за свою жизнь может возжелать мести и задумать каверзную аварию. Замыслить от отчаяния, но не воплотить потому, что даже машины могут быть лучше, чем люди, потому что и у железного дровосека есть сердце.
Мудрая и благородная японка Тойота (Анна Каменкова) плачет о любимом хозяине, которого она спасала не раз. Они были преданы друг другу до самого конца. Теперь, в благодарность за дружбу, она спасет от гибели и всех остальных автовладельцев, на самом краю удержав друзей по несчастью от страшного поступка.
Мощный и надёжный BMW (Алексей Баранов) с болью рассказывает свою историю: он был готов служить и любить, но его первая хозяйка не ответила взаимностью, а потом о нем и вовсе забыли.
Немец Майбах (Александр Жуков), нервный и дерзкий, предпочел убить свою владелицу, чем увидеть её нравственное падение.
Еще один немец, негласный предводитель и вдохновитель железной компании – Мерседес (Юрий Анпилогов). Купленный студентом для понтов перед сокурсниками, он носит кожаный офицерский плащ времен третьего рейха, склонен к пафосным речам, бестрепетному плану убийства автоводителей и германской сентиментальности.
Хендай (Александр Горелов) – говорливый, как все таксисты южанин, выбивается из высокородной компании крутых тачек, но добродушно сносит насмешки товарищей по несчастью.
Неудачника Ягуара (Юрий Соколов) вообще никогда не любили, его брали в аренду, чтобы «понтануться».
Грустно танцует Додж (Андрей Давыдов): он так хотел спасти хозяйку, но не сумел. И все в его облике – безутешная боль и грусть.
Блестящий Бентли (Александр Толмачев), деловой Лексус (Константин Конушкин), пугливая юркая Ламборгини (Марианна Канивец) – абсолютно все осознают холодным зимним днем, что за ними больше не вернется Аркадий, не придет никто, кроме утилизаторов. Люди наводят порядок в своем мире, избавляясь от лишнего. От судеб, от горячих сердец-моторов, от бывших друзей. От тех, кто родился на свет железным, но умеет простить и стать ангелом-хранителем для всех, кто в пути.
Музыкальной темой спектакля стала песня «Машины», созданная солистом группы «Танцы Минус» Вячеславом Петкуном на стихи известного поэта Ильи Кормильцева. Пронзительная, точная, она меткой стрелой попадает в стилистику и атмосферу спектакля, а они переменчивы. Туманный серый свет, жутковатые «каменные гости» – руины и непрошеные гости – люди. Это в их тусклом мире живут люминисцентно-яркие автомобили, способные на сильные поступки и высокие чувства. Может быть поэтому захлебывается сердце от живописной и статичной кульминационной сцены спектакля. Они, навсегда красивые и броские, прижались друг к другу под тихо летящим снегом. Броские и брошенные. Одинокие. Любящие. Верные.
Что если бы вещи могли говорить, и хозяева услышали свои авто? Режиссер и художник Юрий Грымов раскрывает не только философию человеческой души, но и наделяет душой автомобили: «Я всегда стараюсь своими фильмами, спектаклями, напоминать всем вам и себе, что мы – хорошие люди. Если мы будем это говорить друг другу, то мы будем становиться лучше. В спектакле мы прежде всего говорим о людях через машины и чувства».
Авторы: Дарья Евдочук и Александра Кучумова