Приключенческий роман Александра Дюма-отца на сцене театра «ОКОЛО дома Станиславского» превращён в лирическую мелодраму о прошлом. Но это не столько ностальгический рассказ, сколько ироничное размышление о быстротечности времени и красоте человеческой жизни, даже если она протекает в бараках, узких двориках, возле ржавых ворот, за которыми скрывается вовсе не пасторальный пейзаж, а глухая стена. Именно сюда забрасывает Юрий Погребничко героев парижской саги. В его спектакле два д’Артаньяна – юный парнишка в джинсовой куртке (актёр Илья Окс) и седовласый «мушкетёр» в ватнике и старомодной фуражке, которого играет сам Юрий Погребничко. Прошлое и настоящее максимально приближено друг к другу, поэтому разобрать где туманное воспоминание, а где проделки богатой фантазии – невозможно.
Режиссёр выносит на сцену только одну сюжетную линию об алмазных подвесках, не боясь над ней подшучивать. Приключение д’Артаньяна превращается в противостояние дворовых мальчишек, нападающих на таких же мальчуганов из соседнего двора. Они, в растянутых свитерах и потёртых ботинках, но с невозмутимо-серьёзными лицами, сражаются на шпагах, поражая гвардейцев коварного кардинала. Между их детством и старостью очень короткое незримое расстояние, буквально в полшага. Совсем рядом, шаркающей походкой, в широкополых шляпах бредут из угла в угол три мушкетёра, будто трогательные старички с авоськами направляются в ближайшую бакалейную лавку. Может быть они только подыгрывают ребятишкам, с ухмылкой читая на внутренней стороне головных уборов свои имена: Атос, Портос и Арамис! Они путают шляпы, снова обмениваются ими и продолжают шаркать дальше.
Традиционно, именно благодаря их находчивости, честь королевы будет спасена! Элен Касьяник в элегантном пышном платье, надевает на уши две огромные елочные игрушки, гордо демонстрируя «подвески» Королю. Придворные дамы, шурша пышными складками нарядов, суетно выбегают на авансцену и поют старомодные хиты. Внезапно рождающиеся одна за другой мелодии создают впечатление, будто это доносятся песни из соседского радио. Распахнутые окна, знойный день и затянувшаяся до позднего вечера игра в «Трёх мушкетёров».
Юрий Погребничко с удивительной простотой сшивает все события в безвременное полотно, превратив историю д’Артаньяна в очень личную исповедь. «Нет, не вышло!..», – с завидным спокойствием говорит поседевший д’Артаньян, поднимаясь с пола, на котором он растянулся с надеждой «что-то придумать»… Тут же появляется Музыкант (Юрий Павлов) с дворовой песней, а рядом сам Король пытается в такт бить чечётку. Король в исполнении Ивана Игнатенко – одна из самых запоминающихся ролей. Обаятельная простодушность и улыбчивость продолжателя династии Бурбонов делает персонаж по-доброму притягательным. Этот Король красив в каждом скупом жесте и брошенном подозрительном взгляде.
Тонкая прорисовка героя удалась Александру Ораву в образе красивого и интеллигентного Бэкингема, Сергею Каплунову, создавшему портрет лукавого Кардинала и Виталию Степанову, чей Рошфор страшит хладнокровной расчетливостью. Миледи Марьяны Кирсановой уверенно перенимает право исполнить несколько песен в микрофон, наслаждаясь заветной минутой славы. Все они существуют в каком-то особенном измерении, то-ли посмеиваясь над французским романом, то-ли ностальгируя за первыми неподдельными впечатлениями, которые когда-то сами пережили, познакомившись с подвигами прославленных мушкетёров.
Нынешняя версия спектакля выросла из нескольких редакций, где первая уходит корнями в 1972 год. Материал видоизменялся, взрослели исполнители, им на смену приходили молодые актёры, менялся и сам Юрий Погребничко. Его режиссёрский почерк становился всё более утончённым, а стиль повествования всё более – отстранённым, метафизическим. Смиренность, простота, самоирония, радостная грусть – парадоксальным образом находят отражение в «Трёх мушкетёрах». А ещё странная комбинация сюрреалистических мотивов, классического сюжета и аристократической сдержанности. Всё это вместе действует завораживающим образом. Ведь каждый в зале знает, чем всё разрешится, но все-равно жадно рассматривает изломленные жесты Королевы, «казнь» игрушечных французов, бои на шпагах и красивые черты лиц, без припудренных лбов.