Чисто английская комедия. Спектакль «Как важно быть серьезным», Театр им.Маяковского

13 февраля театр им.Вл.Маяковского представил премьеру спектакля «Как важно быть серьезным» по знаменитой одноименной комедии Оскара Уайльда. Постановка, созданная режиссером Анатолием Шульевым в соавторстве с художником Мариусом Яцовскисом, приурочена к дате первой премьеры пьесы, которая состоялась 14 февраля 1895 года в лондонском Театре Сент-Джеймс.

Фото: Людмила Сафонова

По словам режиссера, сейчас необходимы постановки, в которых отсутствуют тревожные нотки: «Эта пьеса согрела меня, и мне показалось, что она кому-то еще может быть интересна именно своим настроением. Мы сократили текст пьесы, но постарались сохранить какую-то неторопливость. Хотелось выбить зрителей из высокого темпоритма, чтобы они отдохнули от тревожной новостной повестки. Наш спектакль про любовь, и у нас счастливый финал».

Фото: Людмила Сафонова

Пьеса Оскара Уайльда имеет подзаголовок – «Легкомысленная комедия для серьезных людей». Действительно, что может быть серьезнее, чем желание жениться, и что может быть более легкомысленным, чем молодость? Персонажи разделены по степени серьезности: Джон и Гвендолен (Иван Выборнов и Полина Лазарева) – благовоспитанные молодые люди, образцы британской сдержанности. Алджернон и Сесили (Илья Никулин и Анастасия Дьячук) – неугомонная парочка с буйной фантазией и бурлящей энергией.

Фото: Людмила Сафонова

Связующим звеном выступает старшее поколение: Леди Брэкнелл (Светлана Немоляева), гувернантка Мисс Призм (Зоя Кайдановская) и каноник Чезюбл (Виталий Ленский).

Фото: Людмила Сафонова

Эта очаровательная компания аристократов обитает в пространстве под стать своему положению. Художник постановщик Мариус Яцовскис погружает персонажей спектакля в атмосферу сдержанной роскоши: и квартира Алджернона Монкрифа, и поместье Джона Уординга – образец утонченного английского вкуса, от изящного чайного сервиза для традиционного five o’clock до элегантных световых решений (художник по свету Александр Мустонен), придающих общей картине сходство с галереей искусств.

Фото: Людмила Сафонова

Художник по костюмам Мария Данилова также придерживается классического стиля, облачая героев в соответствующие одеяния, отражающие не только эпоху, но и характер персонажа. Полина Лазарева, например, играющая девушку строгого нрава, носит глухое платье-чулок, а затем столь же строгий брючный костюм.

Фото: Людмила Сафонова

А Анастасия Дьячук, чья юная героиня легка и взбалмошна, – светлое платье, хоть и закрытое в силу приличий, однако разлетающееся от любого движения.

Фото: Людмила Сафонова

Самый яркий акцент сделан на костюм Светланы Немоляевой – Леди Брэкнелл – главной хранительницы нравов и традиций высшего общества. Продуманный до мелочей образ настоящей английской леди чрезвычайно идет актрисе, которая даже на велосипеде выезжает с королевским величием.

Фото: Людмила Сафонова

Именно Леди Брэкнелл «виновница» всех перипетий сюжета, ведь она категорически отказывается выдать дочь замуж хоть и за богатого, но безродного юношу: «Пьеса Оскара Уайльда с момента ее первой постановки имела грандиозный успех, – говорит Светлана Немоляева, – Конечно, это была насмешка над высшим светом, над его манерами, привычками, приоритетами. В сегодняшней жизни эти приоритеты вызывают только улыбку».

Фото: Людмила Сафонова

Спектакль – классическая комедия положений, в которой легко и без особой назидательности герои говорят о вечных ценностях, актуальных для любого общества: о дружбе и любви, о здравом смысле и страстных фантазиях, об отношениях с родителями и издержках воспитания. Посмеиваясь над причудами сценического «высшего общества», главное помнить, что и в жизни нельзя терять чувство юмора, хоть иногда и бывает «важно быть серьезным».