Плеск моря, архитектура в стиле Гауди, танцующая балетная пара и многое другое в постановке «Кармен» в Новой Опере. Великую оперу Жоржа Бизе воплотили на сцене режиссёр Юрий Александров и дирижёр Александр Самоилэ, премьерный блок спектаклей был показан 19-23 февраля. Особенностью этой сценической версии можно назвать необычайно холодную и независимую Кармен, осознанно разбивающую сердца, но своё сердце не отдающую никому.
Опера «Кармен», сюжет которой позаимствован из одноимённой новеллы Проспера Мериме, была впервые представлена публике в 1875 году, и с тех пор она не сходит со сцен театров всего мира. В драматичной истории множество прекрасных запоминающихся мелодий, знакомых даже далеко не театралам. А история красавицы-цыганки Кармен разворачивается на фоне полной ярких красок испанской жизни, что контрастирует с мрачным произведением Мериме.
На сцене Новой Оперы раскинулись причудливые извилистые белоснежные строения, отсылающие к творчеству испанского архитектора Антонио Гауди (сценография Вячеслава Окунева). В процессе действия они окрашиваются и в яркие, и в мрачные тона (художник по свету Сергей Скорнецкий), олицетворяя эмоции и переживания в закоулках человеческих душ. В зависимости от эпизода и его места действия на сцене появится и море, и солнце, повеет и отчуждённостью бездонных ущелий, и гомоном заполненных городских улиц.
В этих местах бывает элегантная и самоуверенная Кармен (Полина Шамаева) – мечта тысяч мужчин и участница контрабандного бизнеса. Любовные интрижки для неё – лишь способ самоутвердиться. Она никого не любит и вряд ли полюбит. Её сердце – камень, свидания с поклонниками – обыденное развлечение. И музыкальные партии Кармен стройные и ровные, без пылкости, без пронзительной привязанности.
В противоположность им эмоционален и отчаян Хосе (Михаил Новиков), чью жизнь перевернула нелепая встреча с цыганкой. Противостояние разума и чувств сводит его с ума, нерешительность сменяется удальским настроем «будь что будет», что проявляется и в пении, и в поступках героя – финалом несчастной любви становится трагедия.
Тореадор Эскамильо (Артём Гарнов) и крестьянка Микаэла (Марина Нерабеева) – герои, оказавшиеся примерно в равных обстоятельствах, но, безусловно, несчастны каждый по-своему. Им обоим никогда не соединиться со своими возлюбленными: Эскамильо никогда не удержит около себя циничную цыганку, Микаэла никогда не вытащит из-под её чар Хосе. Музыкальные партии Эскамильо отличает страстность, смешанная с осознанием горькой судьбы, в пении Микаэлы проскальзывают печаль и мольба, а также нехватка сил противостоять жестокой реальности.
Вкрапление эпизодов с участием танцующей балетной пары (солисты балета МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Борис Журилов и Полина Заярная) – символ любви, счастья, стабильных и безупречных отношений. Этого никогда не испытать главным героям «Кармен», но, несомненно, это часть повседневной жизни, нужно лишь обернуться вокруг и увидеть подобные союзы, существующие параллельно страстям, разочарованиям и невзгодам.