TheatreHD порадовал зрителей новой возможностью посетить Парижскую Оперу! С 13 марта в кино можно увидеть балет «Золушка» на романтическую музыку Сергея Прокофьева, которая рождалась в очень напряжённое время Второй мировой войны.
Ноты дуализма в этот балет привнёс и Рудольф Нуреев – в 1986 году он создал собственную постановку (в отличие от прошлых редакций балетов Мариуса Петипа), использовав оригинальный хореографический язык. Танцовщик и хореограф воплотил в балете свои впечатления о Голливуде – мире кино, мюзиклов и, конечно же, свободы.
Он ставил этот балет на неподражаемую Сильви Гиллем (которая, благодаря ему, была самой молодой этуалью в истории Парижской Оперы, пройдя путь от первой солистки до этуали всего за 5 дней!) – такой же свободолюбивой натуры, как и сам Нуреев. Поэтому её героиня, Золушка, переносится в мир, где воплощаются мечты, где есть возможность вырваться из оков серой никчемной действительности и насладиться моментами звёздной славы.
С первых минут жизнь Золушки показана весьма характерно: отец пьяница, мачеха властная и жестокая женщина (её партия исполняется мужчиной), сёстры (Кривляка и Злюка) недалекого ума, но полные нарциссизма. Здесь начинает переплетаться ирония, комичность, но вместе с тем и печальная правда жизни – именно такое окружение побуждает вырваться «из клетки» и найти своё счастье, успеть прикоснуться к звёздной славе, пока молодость не улетучилась вместе с жаждой жить.
Главную героиню замечает кинорежиссер, который помогает ей попасть в Голливуд на съемки «Золушки» и даёт уникальный шанс дебютировать в постановке. И именно здесь Золушка встречает свою любовь – Принца. Любовь, которая её преображает и дарит надежду на счастье.
Нуреев трепетно относился к классической школе, поэтому в его постановке кордебалет не менее важен, чем солисты, он отсылает к классическому танцу, грациозности и романтичности. Кроме этого, «Золушка» так же шикарна по сценографии, как и другие классические балеты. На сцене блистают золото и серебро костюмов «голливудских актёров», мощные декорации индустрии кино поражают масштабом и очевидно контрастируют с серыми буднями простых людей.
Однако экстравагантных элементов современного танца в нуреевской «Золушке» тоже хватает: это и вариация с вешалкой, и танец времён года, и даже классические па в туфлях, а также танец биения часов – что выглядит весьма оригинально и неожиданно, особенно в сочетании с классической музыкой Прокофьева.
Нюансами и спецификой современного балета поделился после показа Лоран Илер – руководитель балетной труппы МАМТ и первый исполнитель партии Принца в оригинальной постановке 1986 года.
Будучи учеником Нуреева и работая со многими мировыми хореографами, Лоран Илер изучил разные танцевальные школы и стили, в том числе и современные. «Важным было то, чтобы включиться в роль и прочувствовать нерв». По его мнению, и сейчас танцовщику очень важно не просто использовать театральный язык, но и поддерживать контакт со зрителем, вместе с ним переживать эмоции и сильные чувства. И зритель всегда видит, как танцовщик выражает это и насколько он честен. Публика не ошибается.
«Задумка хореографа всегда смешивается с индивидуальностью танцовщика. Поэтому так важно искать себя, пробовать, экспериментировать на сцене даже во время выступления. Чем шире познаёшь – тем больше умеешь».
И как раз такой нетривиальный хореографический язык Нуреева, как в балете «Золушка», даёт больше возможностей для познания!
Автор: Михаил Бракунов