Режиссер Евгений Маленчев представил в Калужском областном драматическом театре свою откровенно современную версию высокой комедии Мольера «Мизантроп». Мизантроп – это человек, который ненавидит людей и окружающее общество, он часто не соглашается с принятием других людей, их образа жизни и взгляда на человечество.
Мольера вдохновила к написанию «Мизантропа» комедия «Брюзга» Менандра. Также известно, что А.С.Грибоедов комедией «Горе от ума» представил русскую версию комедии (а-ля Чацкий мизантроп).
Мизантропия волновала общество во все времена. Для молодого режиссера Евгения Маленчева современное общество – это общество, помещенное в рамку фотографии (селфи, инстаграм или любая другая социальная платформа), где оно паясничает, кривляется, лицемерит, врёт и делает все, что хочет в этом виртуальном пространстве, лишь бы набрать отклики и лайки или продвинутся по карьерной лестнице. Сценография выполнена в виде фанерного короба с морскими водорослями и экзотическими необычными растениями в пространстве которого «плавают», как по просторам интернета, «герои-рыбки» комедии, одетые в яркие подчеркивающие характеры костюмы. Сценография и костюмы Анастасии Бугаевой – одна из бесспорных удач спектакля.
Спектакль начинается в зрительном зале диалогом между Альцестом (восхитительная и очень серьезная театральная работа Вячеслава Соколова) и его другом Филинтом (Кирилл Бессонов), тем самым вовлекая зрителей в откровенный диалог о самих себе. Позже черный занавес откроет фанерную коробку, начнется само действие с юмором, гротеском, экспромтом и шутками. Всё то, что так раздражает Альцеста. Филинт – полная противоположность Альцесту – только подталкивает его к схватке с обществом, при этом оставаясь человеком никто – без лица. Проводник, стоящий в сторонке.
Альцест начинает рушить этот мир в буквальном смысле: выдирая морские водоросли, разбирая фанерную коробку, выдирая гвозди, ссорясь, ругаясь, отторгая всех и вся. В конечном итоге от фанерного короба останется один помост для риторики, где Альцест окажется совсем один. Разрушая или стремясь изменить общество, Альцест, разрушил себя, остался полностью одинок и жалок. Может, так и надо делать, чтобы оставаться самим собой, не отходить от своих принципов и взглядов на жизнь? Надо ли для этого быть мизантропом? Ответ каждый находит самостоятельно.
Как говорит Евгений Маленчев: «Эта пьеса – еще один шанс для каждого из нас стать лучше, возможность посмеяться над собой и найти силы поверить в себя. Мы знаем, что мы не идеальны, но каждый, кто верит, что завтра мы можем стать умнее, красивее и честнее, чем были вчера – мизантроп. Наш спектакль о столкновении ценностей и о том, какую цену нужно заплатить за возможность быть собой».
Спектакль подкупает своей продуманностью, дерзкой азартной смелостью. Он в меру артистичен и органичен, без переигрываний и передергиваний. Это большая заслуга режиссера и актеров, воплотивших увлеченно и с пониманием все замыслы. Без единой сплоченной команды не бывает успеха – это как раз тот пример. Получилась высокая комедия, которая заставляет зрителя задуматься о главном.
Автор Леонид Новиков