«Сохраняйте спокойствие, коридор скоро откроют». Спектакль «Считалка», театральный проект «Дочери Сосо»

Начало 1990-х, грузино-абхазский конфликт, зажатое между двух огней село, где остались только слабые и беспомощные, и надежда на гуманитарный коридор. Взрослые уже отчаялись ждать, а каково детям? Взглянуть на войну глазами ребёнка и осмыслить, что убирает из поля зрения опыт прожитых лет, предлагает спектакль «Считалка» театрального проекта «Дочери Сосо». В основе постановки режиссёра Жени Беркович – одноимённая повесть Тамты Мелашвили.

Спектакль играют в Боярских палатах СТД, и действие начинается с маленькой комнаты, попав в которую зрители не сразу понимают что делать. «Сохраняйте спокойствие, коридор скоро откроют», – безапелляционно заявляет одна из актрис, которая выглядит как телохранитель высокопоставленного лица – холодная и безопасная до тех пор, пока вы играете по её правилам. Скоро здесь появятся женщины, которые напевают грузинские песни, занимаясь рукоделием. Сидят они на фоне ковра-натюрморта, где узнаются хачапури, хинкали и прочие аппетитные кавказские яства, над которыми кружит рой мух.

Источник фото: соцсети проекта

Но шьют они какую-то огромную, страшную, бесформенную, безликую куклу, шьют, неистово втыкая в неё иголки, вдевая вместо ниток ленту магнитофонных кассет. Их пение заглушает аудиозапись, где женщина рассказывает о войне времён, «когда президентом был Шеварнадзе». Игру в эту уродливую куклу-войну затеяли политики и военные, превратив жизнь мирного населения в тот самый рой, который борется за выживание и бежит пока не прибили.

«Коридор открыт», – рапортует дама-телохранитель, приглашая зрителей в зал, где разыграется история главных героинь: 13-летних девочек Кнопы (Елена Махова) и Нинчи (Наташа Горбас), самых обычных детей, приходящих в восторг от плеера, посмеивающихся над наставлениями старух, пробующих курить, переживающих гормональные изменения в пубертатный период. Внезапная война заставляет их невероятно быстро повзрослеть – например, головной болью Кнопы становится вопрос, чем накормить брата-младенца, а выросшая без матери Нинча становится ответственной за умирающую бабушку, потому что её отец ушёл воевать.

Источник фото: соцсети проекта

Над головами кружит авиация, поля заминированы, и выехать в мирную жизнь можно только через блок-посты, имея средство передвижения и определённую сумму денег. В противном случае – только обещания того, что коридор скоро откроют. Детское сознание девочек выхватывает из изменившейся реальности то, что их удивляет или будоражит: брошенный соседский дом, гниющий труп в ущелье, обезумевших от горя соседок, голубоглазого незнакомца на блок-посту, дарящего пачку сигарет, или наркодилера, обещающего им деньги, если они пронесут дозы для солдат.

Но возраст и интерес к миру даже в этих обстоятельствах берут своё: под детские считалки у девочек каждый день – своеобразное приключение, под детские клятвы они берегут секреты друг друга, с детской непосредственностью радуются первой менструации или посмеиваются над местными сумасшедшими. Они много говорят о смерти, ничего не зная о ней, может поэтому они ещё живут и испытывают эмоции, когда всё село – уже ходячие трупы. И символично, что близкие девочек представлены в спектакле в виде ростовых кукол (художник – Ксения Сорокина), будто сошедших с картин Нико Пиросмани, стариков, неспособных уже действовать и принимать решения.

Как призраки выглядят односельчанки девочек, жгущие вещи своих погибших мужей и сыновей: ещё надеющаяся родить своего ребёнка на мирной земле соседка с огромным животом (Мариэтта Цигаль-Полищук) и её горбатая старая мать (Анастасия Сапожникова), не питающая оптимизма. Как заведённый робот действует мальчик-сирота (Юлия Скирина), не пугаясь ни трупов, ни агрессии девочек на свою нелепую детскую выходку. Жизнь бурлит только в жилах дам-телохранителей (Ира Сова и Александра Черкасова) – они становятся воплощением идущей вокруг войны, они здесь власть и ею упиваются.

Источник фото: соцсети проекта

То, что коридор не откроют, первой понимает Кнопа, случайно узнавшая о гибели нескольких односельчан, в том числе отца Нинчи. Она отказывается быть вестником плохих новостей и предпочитает молчать. Зная, что помощи ждать бессмысленно, она решает идти в аптеку на территорию врага, чтобы украсть детское питание для обессиленного брата. Кнопа очень боится, и понимая, что за ней кто-то идёт, просто поддавшись истерике, мчится через минное поле к неминуемой смерти.

Зрителям сообщают, что коридор открыт. Люди проходят через пространство, где со сцены зачитывается бесконечный список расстрелянных мирных граждан, а в зале, открывшем спектакль, теперь поминки по жертвам всех войн – бессмысленных и беспощадных.

URL List