Куда дальше, Родион Романович? Спектакль «Раскол», Театр им.Ермоловой

На Новой сцене Театра им.Ермоловой – «Раскол»! Так называется новый спектакль режиссёра Дмитрия Акриша по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Название – не просто сокращение от фамилии главного героя, а заголовок к исследованию человеческих душ, растрескавшихся под влиянием обстоятельств: невзгод, предательств, житейских неурядиц. Раскол здесь везде и всюду, даже в кроткой Соне Мармеладовой или власть имущей старухе-процентщице, и, хотя преступление совершает один Родион Раскольников, преступниками так или иначе становятся все.

В этом спектакле нет декораций, зрительские места расположены по периметру прямоугольника, и актёры всегда находятся среди зрителей: стоят у них за спинами, выходят с разных сторон в центр, всей гурьбой оказываются в одной части зала или внезапно ритмично и быстро перемещаются по пространству. В этой мрачной истории все в чёрном одеянии, однако в костюме каждого героя присутствует элемент жёлтого – цвета болезненности, надрыва, безысходности, жёлтого билета. Это могут быть пуговицы на платье или ремень к нему, ботинки или носки, шарф, шапка, галстук или просто жёлтый носовой платок.

Источник фото: сайт театра

Всё действие – это движение Родиона Раскольникова (Егор Харламов) по жизненным эпизодам, сопровождавшим или происходившим параллельно его внутреннему расколу, совершению преступления, пути к раскаянию и законному наказанию. «Дальше, дальше, дальше…», – нервно повторяет герой, перемещаясь из квартиры Мармеладовых в квартиру Алёны Ивановны, от нелёгкой судьбы своих сестры и матери к эгоизму Свидригайлова или подлости Лужина и так далее. Находясь в горячке, испытывая помутнение сознания, Раскольников начинает видеть себя со стороны – воплощением Родиона Романовича становится каждый из героев по очереди, в то время как он сам перевоплощается в следователя Порфирия Петровича, который и выводит его на чистую воду.

Источник фото: сайт театра

Каждый из героев виновен – в недальновидности, в неумении постоять за себя, в своём сломленном духе, в том, что плохо борется за лучшую долю и просто плывёт по течению, а кто-то и в том, что почувствовал вседозволенность и власть. Глупа и отчасти невменяема мать Раскольникова Пульхерия Александровна (Наталья Селивёрстова), она совершенно не чувствует опасности и готова обречь свою дочь на неравный и несчастливый брак ради всего лишь нескольких денежных купюр. Наивна униженная и оскорблённая Авдотья Романовна (Кристина Кукас), готовая принести себя в жертву ради сомнительной и призрачной цели.

Отвратителен и обречён Мармеладов (Никита Татаренков), который уже никогда не сможет взять себя в руки. Гадка и одновременно жалка Катерина Ивановна (Полина Романова) – натура, которой нынешние обстоятельства явно не по силам, и она не может придумать ничего лучше, чем биться в истерике. Ранима и затравлена не умеющая дать отпор Соня (Александра Милёшина), несмышлёна и неосторожна Лизавета (Юлия Бруякина), цинична спекулирующая на чужой беде Алёна Ивановна (Светлана Головина), коварен и гнусен самовлюблённый Лужин (Иван Анненков), опасен загадочный Свидригайлов (Станислав Раскачаев). Виновен и даже совсем положительный Разумихин (Данила Гульков) – будучи близким другом Раскольникова, он проглядел беду.

В спектакле множество ярких психологических сцен, где человеческая натура проявляет себя со страшных, мерзких, кошмарных сторон, будь то избиение Катериной Ивановной пьяного Мармеладова, гнусные ухаживания Лужина или благодарности Пульхерии Александровны за грязные, но обещанные деньги. Но тем ощутимей вклад каждого в то мировое зло, что творится вокруг и около преступления Родиона Раскольникова, а также здесь и сейчас во всём мире.