«В сегодняшнем поступке больше героизма, чем в битве…» или история Сирано в Театре Терезы Дуровой

10 октября 2019 года на сцене Театре Терезы Дуровой состоялась премьера спектакля Георгия Долмазяна «Сирано де Бержерак». Действие происходит не в XVII веке, как описывалось в пьесе Эдварда Ростана, а накануне Первой мировой войны, в Париже 1914 года. Город проживает обычные праздные будни, и только один герой не может жить спокойно. Его мучает любовь к первой красавице города и приближающаяся мировая трагедия.

Звуки живого оркестра заполняют все пространство зала, атмосфера легкого, оживленного, праздничного Парижа доходит до последних рядов. О войне здесь никто не вспоминает. Везде суетится народ, а в парижском кафе встречают актера Монфлёри (Андрей Ермохин), окруженного дамами. Эпатажно и шутливо он врывается на праздник парижан. На сцене творится феерия: яркие костюмы, громкие песни и танцы. Софиты раскрашивают кафе, а потом и парижский вокзал всеми цветами радуги. Каждый уголок Парижа в перовом действии показан в красках (художник по свету – Иван Виноградов)

Источник фото: соцсети театра

«Я ставлю полбутылки, что Сирано придет сюда» – говорит Монфлери и выигрывает спор. Все веселье нарушает Сирано де Бержерак (Владимир Седлецкий) – индивидуалист и борец с пошлостью. Скрывая лицо под маской, он прорывается сквозь толпу гуляк и смотрит прямо на зрителя. Мгновенье – и он уже в зрительном зале. Взгляд падает на его лицо: вместо носа у него Эйфелева башня, что еще больше раскрывает его характер: весь Париж под носом Сирано, и от его действий может зависеть судьба целого города. Он один чувствует войну, чувствует, что Париж скоро простится с весельем и будет вынужден существовать под снарядами.  В его натуре объединяются две личности: бунтарь и борец соприкасается с чутким и нежным романтиком.

Источник фото: соцсети театра

Любовь к Роксане (Дарья Лукьянченко) помогает ему не до конца разочароваться в городе и времени. Юная девушка, любимица каждого парижанина, влюблена в молодого Барона (Сергей Батов) и даже не замечает любви Сирано. Она приглашает Бержерака на тайное свидание, но не для того, чтобы признаться в своих чувствах к нему, она хочет узнать о Кристиане.

Сам Сирано стесняется своих чувств. Тайное свидание, тайные разговоры – все его эмоции скрыты от любопытных глаз. Для него проще существовать в другой жизни: говорить своими словами о любви, но «жить» в теле молодого Барона, который тоже влюблен в Роксану. Он посвящает все свои строки девушке, но отдает их Кристиану де Невелету. И так продолжается до начала войны…

Источник фото: соцсети театра

Второе действие уже не пестрит яркими костюмами, не олицетворяет роскошь и блеск. Пришла война. На сцене уже нет ярких декораций, а только лишь стены из мешков и окопы. На лицах молодых гвардейцев страх, и только Сирано еще пытается ужиться с реальностью и бороться. Пустоту этого мира заполняют мысли о Роксане. Для чего он воюет? Чтобы сохранить будущее для себя или для нее?

Вопрос риторический, на который каждый ответит по-своему. Для самой Роксаны ответ очевиден: он воюет ради ее счастья и любви. Тем не менее, она не до конца осознает эти чувства, ведь она была влюблена в слова и образ. Строки помогали ей жить и ощущать счастье в военном Париже. Но время тает, тает и тает. Так растаяла их любовь с Сирано. Все сковала и одновременно разрушила война.

Источник фото: соцсети театра

Спектакль на первый взгляд кажется шутовским и даже детским. Яркие костюмы, смешной грим, забавные образы. Но под масками легко разглядеть настоящую трагедию, которую актеры проживают вместе со своими персонажами в Париже 1914-го. Не только ради смеха стоит идти на этот спектакль. Он помогает осознать важность слов и чувств, скрывающимися за ними. Важно ли говорить человеку, что любишь? Важно ли говорить себе, что любишь? Важно ли говорить?..

Автор – Ксения Тычкина