Чудесные метаморфозы в спектакле «Дурочка», театр им.Вахтангова

«Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лед и сердце тает…». В тон весеннему настроению театр им.Вахтангова выпустил премьеру лирической комедии «Дурочка» по пьесе Лопе де Вега. Вслед за «Легендой о Хромоножке» Бьёрнсона в постановке Владимира Бельдияна и «Войцеком» Бюхнера в постановке Хуго Эрикссена, «Дурочка» стала третьей частью театрального цикла «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях», приуроченного к 100-летию театра.

История, придуманная великим испанцем, посвящена попыткам одного пожилого дворянина выдать замуж двух дочерей. Вроде бы в этом нет ничего сложного, если бы не особенности девиц: Ниса слишком умна, а Финея слишком глупа, но все богатство семьи принадлежит ей. Женихи никак не могут определиться что хуже: бедная умница или богатая дурочка. Несчастный отец теряет последние остатки надежды, но вдруг происходит чудо: Финея влюбляется и стремительно умнеет.

Фото: Людмила Сафонова

Режиссер Анатолий Шульев рассматривает пьесу с разных точек зрения: его постановка не только о великой силе любви, но и о несовпадении взглядов разных поколений, о свободе и возможности быть собой. Эти серьезные вопросы возникают в спектакле легко, с юмором, без философствований и нравоучений. Как в доброй сказке, отголоски которой удивительным образом вплетаются в повествование.

Переплетение смыслов ощущается и в визуальном решении спектакля. Художник-постановщик Мариус Яцовскис и художник по свету Руслан Майоров превращают сцену и в арену для корриды, и в причудливый аквариум, и даже во внутренний мир человека, ограниченный рамками условностей и предрассудков.

Фото: Людмила Сафонова

В этом сложном мире живут две юные девушки – полные противоположности друг друга. Ниса (Ксения Кубасова) – холодная изысканная красавица, неустанно совершенствующая свой интеллектуальный уровень и отстаивающая свои права. Финея (Екатерина Крамзина) – сущее дитя: наивная, легкая, искренняя и немножко капризная. Как все дети, Финея совершенно не хочет учиться, чем доводит до исступления и своего педагога (Евгений Пилюгин), и сестру, и отца.

Надо сказать, что Евгений Пилюгин играет в спектакле сразу три роли: бедолаги-учителя, который не в силах одолеть нерадивую ученицу; загадочного прохожего с большими усами, осведомленного обо всех невестах Мадрида; и слуги одного из женихов, несомненно более искреннего, чем его господин.

Фото: Людмила Сафонова

Дуэты персонажей в постановке составлены довольно забавно: если служанки девушек (Ольга Боровская и Евгения Ивашова) – почти точные копии своих синьорит (и по характеру и по внешнему виду), то слуги женихов – их полные противоположности. Педро Евгения Пилюгина – очаровательный и бесхитростный миляга, тогда как его господин – Лауренсьо (Константин Белошапка) – слабо напоминает поэта-романтика, скорее прожженного альфонса. Господин Лисео (Александр Галочкин) в режиссерском видении – эдакий недалекий солдафон, чей слуга Турин (Денис Самойлов) работает «википедией» и «навигатором» по всем жизненным ситуациям.

Фото: Людмила Сафонова

Пока юноши и девушки куролесят, представители старого-доброго патриархального уклада – Октавьо (Олег Форостенко) и Мисено (Рубен Симонов) – всеми силами пытаются сохранить тот уютный, но устаревший мир, в котором уже не хочет существовать молодое поколение. Им сложно понять друг друга, и отношения все еще держатся исключительно на любви и некоторых маленьких хитростях.

Фото: Людмила Сафонова

Образ, который создает исполнительница главной роли – Екатерина Крамзина – и состоит из этой любви и маленьких хитростей. Актриса, кажется, ежеминутно меняется, и нельзя с уверенностью сказать кто же на самом деле ее Финея: шаловливый ребенок, недалекая девушка или чересчур сообразительная хитрюга, которая всех обвела вокруг пальца. Тем не менее сквозь все эти образы ярче всего проступает бесконечная любовь к миру, свойственная только очень искренним и чистым людям. Легкую как облачко Екатерину Крамзину не могут приземлить ни грубые башмаки, ни пиджак, состоящий из сплошных углов, ни замкнутое пространство, на ограждения которого она взлетает с балетной ловкостью. Монолог о любви, преисполненный тихой нежности, делает актрису и вовсе невесомой, качающейся на волнах собственных мечтаний.

Фото: Людмила Сафонова

Не менее интересный рисунок роли создает Ксения Кубасова: персонаж, придуманный четыреста лет назад, получился супер-современным. В Нисе можно узнать, наверное, каждую вторую девушку XXI века: независимую, гордую, старающуюся получить все возможные знания и все существующие права. Но все это мгновенно перестает иметь значение, когда приходит любовь. Ледяная оболочка даже не тает, она взрывается миллионом осколков, рискуя покалечить всех вокруг. Достается даже невинным цветам, которым Ниса в гневе срывает бутоны.

Фото: Людмила Сафонова

Обиднее всего, что объект страсти сестер слова доброго не стоит, и это очень узнаваемая ситуация. Девочки так и норовят влюбиться в каких-нибудь нарциссов, поэтов, мачо, и прочих неприспособленных для взаимности юношей. Но спектакль – комедия, поэтому все будет хорошо: всем достанутся женихи, невесты, и обязательное «долго и счастливо». А пожилые отцы, наконец, вздохнут свободно.

URL List