Птичьи трели и свист пуль, утренние туманы и пулеметные очереди, сорок восемь актеров на сцене, многоголосье вокальных номеров и музыка, музыка, музыка… В Театр Олега Табакова вернулся спектакль «Страсти по Бумбарашу». Почему именно сейчас?
«Сейчас столетие окончания Гражданской войны, – поясняет режиссер и художественный руководитель театра Владимир Машков, – Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Страшнее братоубийственной войны нет ничего. Этот спектакль – предостережение, напоминание о том, куда именно нашему народу ходить не нужно, не нужно никогда. И это мой главный посыл в зал для молодых людей, которые не много знают об истории нашей страны. Мы хотим предложить зрительному залу эмоционально исследовать этот вопрос».
Простой деревенский парень – Бумбараш – возвращается с фронта Первой мировой войны в родную деревню. Но там уже кипит другая война – Гражданская. Все смешалось в один пульсирующий клубок: отстаивающие устои белые, упивающиеся своим величием красные, бандиты всех мастей, ошалевшие от безнаказанности. Каждый норовит перетянуть парня на свою сторону, но он больше не хочет брать в руки оружие, ему нужны покой, дом и любимая девушка.
Покоя не будет ни Бумбарашу, ни зрителю – динамика не позволяет. Спектакль сродни цунами: то накатит, то отхлынет, бурные массовые сцены сменяются тихими лирическими, многоголосье переходит в соло. При этом актеры выглядят единым целым, огромным живым организмом, в котором, тем не менее, не сложно разглядеть индивидуальность каждого. Режиссер задает предельный темп постановке, рождая на сцене бурю и хаос – олицетворение любой войны, а художник-постановщик Александр Боровский рисует ее одним точным штрихом – обугленным остовом дома и оставляет героям единственный выход – «стол переговоров».
Эмоций в спектакле с избытком, не только от самой истории и масштабности постановки, но и от осознания того, что возвращение «Бумбараша» на сцену – дань памяти Олегу Павловичу Табакову. В 1993 году спектакль по пьесе и стихам Юлия Кима на музыку Владимира Дашкевича появился в афише театра. В течение 18 лет он собирал полные залы и объездил с гастролями полмира. Уже тогда, на небольшой сцене Подвала на Чаплыгина, в спектакле принимали участие двадцать два актера, а главную роль исполнял Евгений Миронов. Новая сцена на Сухаревской позволила постановке «развернуться» на полную мощность и вдвое увеличить состав артистов.
В спектакле заняты не только артисты труппы, но и студенты Театральной Школы Олега Табакова, глядя на которых, невозможно поверить, что они всего лишь второкурсники. Уникальная система образования, разработанная Олегом Табаковым, позволяет юным артистам совершенствоваться не только в аудиториях, но и на сцене театра, перенимая опыт у старших товарищей. Именно поэтому студенты Школы органично вливаются в спектакль, ничем не выдавая своего статуса. Их неисчерпаемая энергия, энтузиазм, да и просто счастье на лицах повышают градус постановки до максимального уровня.
То же можно сказать и об исполнителе главной роли – Севастьяне Смышникове – недавнем (2020) выпускнике Школы, на которого в одночасье свалилась огромная ответственность – оправдать ожидания не только зрителей, но и коллег, режиссера и первого Бумбараша – Евгения Миронова, присутствовавшего на одном из прогонов. Севастьян входит в роль аккуратно, с осторожной грацией, не срываясь в разухабистое «эх-ма!», хотя постановка вполне допускает игру «чересчур». Его Бумбараш скорее утонченный романтик, чем «первый парень на деревне», хотя и гармонь, и кружку он держать в руках умеет. С самого начала, сквозь бравое веселье и шутки-прибаутки, в его глазах сквозит предчувствие беды.
То же предчувствие, но с большим трагизмом прослеживается в рисунке роли актрисы Ангелины Пахомовой (Варя). Провожая Бумбараша на войну, она, кажется, уже предвидит и развитие событий, и конец истории. Деревенея от этого предчувствия, Варя напоминает куклу-марионетку, которую дергают за ниточки все, кому не лень. Однако возвращение оплаканного любимого заставляет ее взбунтоваться, разорвать путы и превратиться в живую, страстную самоотверженную женщину.
Хореография спектакля (хореограф Алла Сигалова) требует от исполнителей мгновенных реакций, отточенных движений и невероятной физической выносливости. Не стоит забывать и о том, что к хореографии добавляется вокал, которому стоит аплодировать отдельно (музыкальный руководитель Алексей Елкин). Сольные и хоровые номера исполнены на высочайшем уровне, какого не ожидаешь от драматических артистов. И уж тем более не ожидаешь, что на бэк-вокале у актеров будет весь зрительный зал. Если в начале спектакля публика тихонько подпевает, то на дуэте Бумбараша и Лёвки «Журавлика» поют уже не стесняясь, в голос, от избытка эмоций.
Лёвка в исполнении Павла Шевандо – самый обаятельный персонаж, кажется, сотканный из сплошных противоречий. Одновременно наивный и лукавый, отважный и осторожный, Лёвка подвижен душевно и эмоционально, что не дает ему окончательно определиться с выбором. Брюки-клеш, рубашка с рюшами, модная шляпа: если бы художник по костюмам – Мария Боровская – добавила к этому образу желтые ботинки, мог бы получиться роскошный Остап Бендер.
Не только для Лёвки, но и для каждого персонажа Мария Боровская нарисовала яркий запоминающийся образ. Кумачовые шаровары красного командира Василия Ивановича (Александр Фисенко) расшиты золотыми лозунгами. Друг Бумбараша – Яша (Владислав Миллер) и вовсе весь в красном с ног до головы, белые офицеры – в строгих кителях с золотыми аксельбантами. Невероятно хороши девочки-бандитки: под глухими черными шинелями – чулки на подвязках и ажурные корсеты, бусы и ожерелья соседствуют с пулеметными лентами, заплетенными в косы, а на вечерний макияж ложатся блики от золотых зубов.
Во главе отчаянных бандиток стоит атаманша – Софья Николаевна Тульчинская – роковая женщина и звезда контрреволюции в одном лице. Удивительно раскрылась в этой роли Анна Чиповская, соединив бешенный темперамент воительницы с нежностью влюбленной женщины. Вальс Софьи с белым поручиком Ильиным (Евгений Миллер) – не только потрясающе красивая сцена, но и прямое указание на то, что любая война, ради какой бы высокой идеи она не велась, разрушает в первую очередь человека.
Разрушение коснется всех, пулеметные очереди скосят подчистую белых, красных, бандитов, и в горе мертвых тел будет уже не важно, кто за что воевал, всех уравняет смерть. Спектакль, который в течение двух часов вызывал у зрителя только радостные улыбки, на последней минуте окатывает ледяной водой: «маленький человек» Бумбараш, так не хотевший воевать, остается совершенно один, без любви, без семьи, без дома…