Жить нужно в удовольствие, да и старость должна быть в радость! Это успешно реализуют вдохновлённые творчеством, аплодисментами и минутой славы своего маленького ансамбля «Наитие» героини спектакля «Баба Шанель» в постановке Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе. Житейское испытание заставляет их пуститься в анализ жизненного пути, философствовать, грустить, погружая зрителя в размышления о смысле жизни под залихватские песни, грубые, но добрые шутки, дерзкие выходки.
Этот спектакль по мотивам одноимённой пьесы Николая Коляды отметит в этом году юбилей (премьера состоялась 27 июля 2011 года) – 10 лет. Такой же возраст и у коллектива, объединяющего героинь, – хора общества инвалидов «Наитие». Почтенные дамы в возрасте 60-90 лет будто всю жизнь друг друга искали: они в прямом смысле прекрасно спелись. «Наитие» стало им не просто кружком самодеятельности, а местом, куда они приходят с горестями и радостями, где без стеснения читают стихи или дефилируют по подиуму, критикуют и без обид подвергаются критике сами. Словом, хор стал частью, а может и смыслом жизни, клонящейся к закату.
И в этот островок идиллии, да ещё в день празднования юбилея ворвалось ненастье под названием «ребрендинг»: руководитель «Наития» решил ввести в хор солистку-молодуху – только вышедшую на пенсию кабинетную работницу, с характером, манерами и выделяющимся на общем фоне голосом. И как спевшемуся коллективу принять чужачку в стаю? Как держать себя по струнке там, где привык расслабляться? Да и зачем прилагать усилия во спасение «Наития», если всё равно оно уже не будет прежним? Остаётся лишь горевать об умершей кошке, тосковать о сбежавших из родительского гнезда детях, жалеть, что жизнь прожита не так, как хотелось бы, и отойти в мир иной.
На сцене Театра на Юго-Западе эта история балансирует между грустью и радостью, между глубокой печалью и взрывным смехом, между жизнью и смертью. Под широко известные хиты («Течёт ручей», «Старый клён», «Ти ж мене підманула» и многие другие) героини иронизируют над прошлым и настоящим, борются за будущее (точнее, с новой солисткой и судьбой-злодейкой), но опускают руки. Здесь праздник в одно мгновение превращается в поминки и наоборот, нарядный кокошник – из праздничного в убогий, жажда жизни – в отсутствие мотивации.
Бабушки, воплощённые мужчинами (Максим Лакомкин, Андрей Санников, Олег Анищенко, Олег Задорин, Сергей Бородинов, Константин Курочкин, Михаил Белякович), – неуклюжие, темпераментные, многое повидавшие на своём веку, и от этого иногда злобные, иногда склочные, но при этом невыносимо ранимые. Их крики, частушки, заковыристые выражения заставляют смеяться, но в то же время жалеть их, таких сильных и смелых, и одновременно жалких. «Цените каждый мир! Радуйтесь жизни!», – хочется воскликнуть, глядя на них. Ведь жизнь одна, и пусть у каждого в ней будет наитие – вдохновение, от которого вырастают крылья.