Что ждать от юбилейных Летних Балетных Сезонов?

В этом году Летние Балетные Сезоны на сцене РАМТа пройдут 20-й раз! С 1 июля по 22 августа (полная афиша здесь) можно будет увидеть самые яркие постановки классического балетного репертуара.

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Лебединое озеро» на музыку П.И.Чайковского
Удивительно, но после премьеры, которая состоялась в 1877 году на сцене Большого театра, мнения критиков о сочинении Петра Ильича Чайковского разделились – одни его оценили, а другие вовсе не приняли, мол, музыка шумная, слишком симфоническая. Сам П.И.Чайковский в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал свою музыку «чистой дрянью». У балета был долгий путь и, к счастью, сейчас «Лебединое озеро» можно увидеть во многих театрах. А на Летних Балетных Сезонах даже в исполнении разных трупп! По традиции этот балет открывает и завершает проект. Кроме того, «Лебединое озеро» Марийского театра отличает уникальная «крылатая» сценография: художник-постановщик Борис Голодницкий придал всем декорациям форму крыльев. В исполнении Марийского академического театра оперы и балета постановку можно увидеть 1, 2 и 8 июля.

«Спящая красавица» на музыку П.И.Чайковского
Балет, без которого ничего бы не было… Действительно, так можно сказать, ведь «Спящая красавица» – идеальный образец балета времен Александра III – периода расцвета русской культуры. Идея этого балета принадлежит директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому, который был вдохновлен и очарован французской культурой времен Короля Солнца. Он мечтал создать масштабное пышное зрелище, связать его со сказками Шарля Перро и пригласить современного композитора. Получилось шикарно. Интересно, что затраты на постановку этого балета в 1890 году составили треть (!) годового бюджета всех Императорских театров.

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Сюжет. Дерево будет за дверью. Когда они ушли, в комнате темно (черное). Входит молодая девушка в халате с подсвечником в руке. Свечу она заслоняет рукой, таким образом, комната остается в темноте. Дверь открывается, и видна большая елка, которая только свечой и освещена. Появляются крысы с мышиным царем. Часовой на елке стреляет из ружья. Другой часовой бьет тревогу. Ящики (коробки) раскрываются, и оловянные солдатики выскакивают оттуда.»

Узнали спектакль по описанию? Это черновой вариант сценария балета «Щелкунчик» (вроде бы записанный со слов самого Всеволожского) – балета–феерии о преодолении злых чар и силе любви, музыку для которого также написал П.И.Чайковский. В любое время года это спектакль-подарок – со знакомой и любимой с детства музыкой, поэтому неважно, когда этот подарок получить – под Новый год или в разгар лета.

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Жизель» на музыку А.Адана
Этот фантастический балет любим публикой с первого дня премьеры в Париже – 28 июня 1841 года. Через год, в 1842 г., «Жизель» была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. «Жизель» – это история о любви, которая сильнее смерти.

Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…

Г. Гейне
Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Дон Кихот» на музыку Л.Минкуса
Бессмертное творение Мигеля де Сервантеса нашло отражение в балете. Однако в либретто основной линией становится история любви Китри и Базиля, а Дон Кихот является лишь очаровательным второстепенным персонажем. Балет наполнен запоминающимися вариациями, романтичным настроением, яркими характерными танцами. Это праздник и феерия, которые всегда вдохновляют зрителя.

«Ромео и Джульетта» на музыку С.С.Прокофьева
Постановка балета по произведению У.Шекспира – удивительный опыт, смелое решение. Как станцевать такой великий первоисточник? После премьеры спектакля в 1940 году в Кировском театре музыку «Ромео и Джульетты» назвали нетанцевальной. Даже Галина Уланова писала в воспоминаниях, что артисты путали счет, танцевать было неудобно. К счастью, этот балет-фантазия с невероятной музыкой, которую Сергей Сергеевич Прокофьев написал всего за 3 месяца, до сих пор в репертуаре. Интересно, что в первом варианте либретто Ромео и Джульетта не умирали, но потом всё-таки финал истории любви на балетной сцене стал таким, как в книге.

«Золушка» на музыку С.С.Прокофьева 
Композитор создавал музыку к этому балету в сложное для страны время – между 1940 и 1944 годами. Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Бахчисарайский фонтан» на музыку Б.Асафьева
Изначально либретто для балетов писали либо по мотивам известных сюжетов и легенд, либо придумывали абсолютно новую историю. «Бахчисарайский фонтан» стал первым балетом в России по классическому литературному произведению – поэме А.С. Пушкина, которую поэт написал на основе древней легенды о фонтане во дворце хана в Бахчисарае, называемом еще Фонтаном слез или Сиф-Сибим. В постановке худрука Марийского театра оперы и балета Константина Иванова на сцене властвует классический балет. Константин Иванов выступил не только как автор либретто и хореографии, но и исполнил одну из главных ролей – хана Гирея.

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Эсмеральда» на музыку Ц.Пуни
В основе сюжета – знаменитый роман В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Мировая премьера балета состоялась в 1844 году на сцене Лондонского Королевского театра, в России он впервые был поставлен 21 декабря 1848 года. В своей версии автор либретто и постановщик Константин Иванов уходит от романтической трактовки к драматической истории, человеческим чувствам и сохраняет сюжетообразующую роль поэта Гренгуара.

Фото предоставлено пресс-службой Летних Балетных Сезонов

«Чиполлино» на музыку К.Хачатуряна
Балет по мотивам сказки Джанни Родари о приключениях мальчика-луковки и его друзей в сказочной стране. Либретто создано знаменитым балетмейстером, заслуженным артистом России Генрихом Майоровым. В этой постановке Марийского театра собрано все богатство хореографических средств: характерные танцы, лирические дуэты, акробатические трюки рисуют разные и яркие характеры забавных персонажей. Декорации и костюмы погружают в жизнь итальянских предместий, где рука об руку живут дружба, верность и взаимопомощь.

Какие труппы можно увидеть на Летних Балетных Сезонах в 2021?

Марийский театр Оперы и Балета
Театр (официально он открылся в феврале 1969) носит имя Эрика Сапаева  – композитора, который написал первую марийскую оперу («Акпатыр», 1961). Она вошла в золотой фонд профессионального марийского музыкального искусства, став национальной гордостью народа мари. Первый национальный балет появился позже – в 1973 году состоялась премьера «Лесной легенды», овеянной поэтическими мотивами марийского фольклора, на музыку композитора Анатолия Луппова, уроженца Республики Марий Эл. Постановка до сих пор в репертуаре.

Балет был поставлен в 1973 году. И это была какая-то сенсация. После премьеры люди стали приезжать в театр из деревень. Началось, знаете, какое-то массовое шествие на этот балет

А.Б.Луппов

Новый этап жизни театра начался в 1999 году, когда балетную труппу возглавил Константин Иванов. Уроженец Йошкар-Олы, премьер Большого театра вернулся в родной город и вдохновил не только зрителей, но и руководство региона на интерес к национальному и классическому музыкальному искусству.

Кроме Марийского театра оперы и балета на сцену юбилейных «Сезонов» выйдут хореографические коллективы, основу репертуара которых составляет балетная классика – Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой, Русский классический театр балета под руководством Валентина Грищенко и Новый классический балет под руководством Михаила Михайлова.

Все спектакли идут в сопровождении оркестра.

Афиша