Чёрная сцена, белые бюсты византийских философов, несколько листов бумаги и пять актрис с мелкими камушками в руках, постукивающими ими, увлекая зрителей в дела давно минувших дней. Так начинается спектакль «150 причин не защищать Родину» в Театре.Doc, посвящённый одному трагичному дню в мировой истории – 29 мая 1453 года, когда завершилась осада Константинополя (ныне Стамбул) армией османского султана Мехмеда II, а падение города означало уничтожение Византийской империи. В основе спектакля одноимённая пьеса Елены Греминой, она же его поставила в 2013 году. Недавно работу восстановила режиссёр Варвара Фаэр, и он идёт с новым составом артистов, точно по рисунку автора.
В спектакле заняты только женщины, но из их уст звучит очень мужская история – рассказ о войне, где нет правых, о дипломатии, где никто не протянет руку помощи, а также о человеческом тщеславии и упрямстве, ответственности и предательстве. Со сцены звучит вербатим в духе средневековья. В образах турецкого султана Мехмеда, византийского императора Константина, византийского сановника Луки Нотараса, участника обороны города Джустиниани, турецких янычар, европейских политиков и многих других свидетелей тех событий пять актрис последовательно, с разных точек зрения, с разных сторон противостояния рассказывают о кровавых эпизодах, крушении надежд, ликовании завоевателей.
Меняются места повествования и роли актрис, обстановка накаляется, а катастрофа неизбежна. Через образы чрезмерно возбуждённого Мехмеда (Мария Степанова), жаждущего власти и славы, и рассудительного Константина (Вера Дровеникова), невероятными усилиями удерживающего оборону города, чувствуются острота и напряжение ситуации. Через философию Луки Нотараса (Ольга Злодеева), предлагающего пойти на компромисс с врагом, через крушение надежд Константина на помощь союзников, через монологи простых жителей Константинополя, которым никак не нужна война, но важны реализация и признание, вырисовывается, как Византия мечется между Востоком и Западом, как личные амбиции превалируют над общественными и как надежда (а у каждого она своя) умирает последней. И здесь у каждого есть причины как защищать, так и не защищать Константинополь.
Прошло больше пяти столетий с падения Византии, а так и не утихают споры вокруг собора Святой Софии в Стамбуле (с 2020 года – Большая мечеть Айя-София) и о том, можно ли было предотвратить падение Византии. А большие империи и сейчас погрязают в коррупции, междоусобицах, лжи, мечутся между многочисленными союзниками, которые не факт, что помогут в тяжёлую минуту. Спектакль по пьесе Елены Греминой демонстрирует, что человеческая природа мало изменилась, а история одной катастрофы очень похожа на другие.