Литературной основой балета «Бахчисарайский фонтан» послужила одноименная поэма А.С. Пушкина. Когда-то вид фонтана не произвел особенного впечатления на поэта, в чём он открыто признавался: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана… Во дворце увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». А вот древняя легенда о Фонтане слёз на территории ханского дворца в Бахчисарае А.С. Пушкину понравилась, и он решил её увековечить.
Впервые балет был поставлен в 1934 году, став первым балетно-драматическим спектаклем советской эпохи. Версия, представленная на сцене РАМТа Русским Классическим Театром Балета, разворачивается величаво-неторопливо. Живописные декорации дают возможность полнее ощутить поэзию и драматизм происходящего, а удачное световое решение добавляет необходимой эффектности внешнему контуру.
Здесь нежная лиричность одного мира резко контрастирует с сильными глубокими воинственными чувствами другого. Об этом рассказывают артисты балета Надежда Иванова (Мария), Александр Тарасов (Мстислав), Сергей Скворцов (Гирей), Мария Клюева (Зарема) и другие.
Музыка, написанная Борисом Асафьевым, оказалась удивительно пушкинской, как, впрочем, и весь балет, где лиризм тесно соседствует с драматической эксцентричностью. Для композитора поэма «Бахчисарайский фонтан» была не «только повествованием о личной утаенной любви поэта», но и «оптимистической поэмой об освобожденном сознании», отражающей «одно из характернейших явлений тогдашней русской действительности…»
Музыку Бориса Асафьева можно сравнить с непрерывным водопадом, шумящим в небольшом ущелье диких гор. В этой мелодии сливаются мягкое лирическое повествование, созданное пушкинским воображением, и эмоциональная напряжённость. «В поисках новых решений, сохраняя традиции классического русского балета!» — такой лозунг провозгласил художественный руководитель Валентин Грищенко. Это и доказывает постановка его коллектива: яркая, живая, изысканная и величавая, именно такой и должна быть история страсти и любви.