Начало театрального сезона в Москве традиционно ознаменовалось праздником современной драматургии. Со 2 по 10 сентября знакомиться с новыми пьесами и вступать в бурные дискуссии о текстах можно было на фестивале молодой драматургии «Любимовка», который прошёл на Другой сцене театра «Современник». Фестиваль уверенно освоился в новой реальности и, несмотря на 50-процентную заполняемость зала, смог обеспечить себе гораздо большую аудиторию: как и год назад видеокомпания SBTG вела прямую трансляцию на youtube-канале фестиваля.
В 2021 году авторы прислали на «Любимовку» 754 пьесы. Из них отборщики фестиваля сформировали основную и fringe-программу, а также список особо отмеченных работ. Художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков выбрал пьесы состоявшихся авторов для представления на фестивале во внеконкурсной программе.
Образовательная программа фестиваля состояла из четырёх мастер-классов и лекций. Драматург и режиссёр Саша Денисова провела практикум о том, когда ставить свои пьесы, когда отдавать их другим, а когда писать текст под свой режиссёрский замысел. Драматург Наташа Боренко поделилась секретами по отлову гендерных стереотипов и клише в своих и чужих драматургических текстах. Сценарист и продюсер Роман Кантор стал ведущим разговора «Как драматургу стать успешным сценаристом в современной киноиндустрии». А театральный критик Алексей Киселёв рассказал, как появился и развивается жанр городских аудиоспектаклей.
Всего на «Любимовке-2021» прошло 45 событий, в том числе три специальных мероприятия: драматург Иван Вырыпаев прочёл свою новую пьесу «Закрытое исследование. New Constructive Ethics», а драматурги Екатерина Троепольская и Андрей Родионов представили авторскую читку пьесы «Троекурово», кроме того, памяти Ксении Драгунской (1965-2021) была посвящена читка пьесы «Ощущение бороды».
После представления каждой пьесы на «Любимовке» проходили обсуждения с участием аудитории, автора, театральных режиссёров, критиков, журналистов. Авторы получали обратную связь и советы по доработке текстов, профессионалы рассуждали о возможности постановок пьес на сцене или воплощении сюжетов в кино.
Наша редакция следила за фестивалем онлайн. Представляем, чем нам запомнилась «Любимовка» 2021 года.
«Закрытое исследование. New Constructive Ethics», драматург – Иван Вырыпаев (специальное событие)
Пьеса, в которой смешивается очень многое: от экологии и Ватикана до полемики об абортах и гомосексуализме. Три человека, участвующие в некоем закрытом исследовании, становятся маркером всего человечества, погрязающего во лжи.
Tatar trip, драматург – Булат Минкин, Казань (шорт-лист)
Историческая пьеса в современной обёртке: современные татарские парни оказываются в временах продразвёрстки и становления советской власти. Через столкновение с жестокостью, голодом и ужасами тех времён они начинают ценить самые простые вещи, но так и не могут понять, где оказались – во сне, компьютерной игре, сказке или зомби-апокалипсисе.
«Полярная болезнь», драматург – Мария Малухина, София (шорт-лист)
Пьеса о жизни «челноков» 1990-х, где героини – три женщины разных возрастов и с глубокими личными драмами – оказываются на краю бездны, но выход внезапно забрезжит.
«После Бали», драматург – Исмаил Иман, Баку (шорт-лист)
Мелодраматичная история, в которой смешались взаимоотношения поколений, дипломатия, бизнес, родственные связи и поиски себя. В центре повествования – тема выбора, который приходится делать постоянно.
«РАС-сказы», драматург – Виктория Емелева, Уфа (шорт-лист)
Мощная пьеса о жизни родителей детей с аутизмом, где безысходность и отчаяние соседствуют с маленькими победами. Все монологи в пьесе документальны и принадлежат преимущественно матерям.
«Человек в закрытой комнате», драматург – Татьяна Загдай, Москва (шорт-лист)
Пьеса о встрече с прошлым, от которого так хотелось убежать. Главная героиня, приехавшая на похороны отца, словно встречается с трупом самой себя.
«Семь первых работ Алины», драматург – Нина Захоженко, Львов (шорт-лист)
Производственная драма девушки, которая ищет себя, источник дохода, стабильности, интереса и прочего. Она сталкивается с трудностями, прощается с иллюзиями, но при этом ходит по кругу.
«Бешеный хворост», драматург – Олег Маслов, Москва (шорт-лист)
Пьеса о школе, где учителя обеспечат нужную явку на выборах и отчислят кого угодно, чтобы освободить места для родственников губернатора, и о том, как подростки сопротивляются всепоглощающей лжи вокруг.
«Переспать с Леной и умереть», драматург – Тоня Яблочкина, Москва (шорт-лист)
Пьеса о том, как мужчина с кризисом среднего возраста выходит из зоны комфорта благодаря локдауну, приобретает новый опыт и лучше узнаёт окружающих себя людей.
«Тахир и Зухра», драматург – Зухра Яникова, Москва (шорт-лист)
Социально-любовная драма о жизни мигрантов с широкой душой на неприветливой чужбине. В повествование о суровой реальности проникает сказка, делая главного героя супергероем.
«Звёзды в чёрной дыре», драматург – Вероника Вельт, Москва (шорт-лист)
В стене рядовой многоэтажки появляется чёрная дыра, жильцы приковывают к ней свои взоры, пытаясь рассмотреть звёзды, помедитировать, а может поискать смысл жизни. Для семейной пары, отношения которой зашли в тупик, в чёрной дыре замаячил выход.
«Инау», драматург – Олег Михайлов (внеконкурсная программа)
Трагедия ребёнка, потерявшего маму, и трагедия женщины, потерявшей в жизни всё, встречаются где-то на краю земли и превращаются в размышление, как пережить смерть. История основана на преданиях народов Сахалина, Камчатки и Курильских островов.
«Друг мой», драматург – Константин Стешик (внеконкурсная программа)
Монопьеса, в которой на самом деле множество персонажей, о депрессии, боге, поисках смысла жизни, заботе о себе, заботе о других и много о чём ещё. Здесь много комичного и трагичного, спокойного и истеричного.
«Чёрная пурга», драматург – Анастасия Букреева (внеконкурсная программа)
Человек из Москвы по фамилии Свердлов застрял в городе N, который накрывает чёрная пурга, а его сопровождают многозначительные встречи, загадочные разговоры и размышления о своём месте в мире.
«Ленточки», драматург – Павел Пряжко (внеконкурсная программа)
Медитативная пьеса о Белоруссии времён президентских выборов 2020 года, наложенных на пандемию. Пронизанный множеством деталей и картин текст, по мнению, экспертов, является готовым киносценарием.