С другого ракурса. Спектакль «Собака с дамочкой» в театре «Школа драматического искусства»

В описании спектакля «Собака с дамочкой» режиссер Георгий Мнацаканов говорит следующее: «Антон Павлович однажды написал в письме своему брату: «Краткость – сестра таланта». Эта крылатая фраза, как я понимаю, означает, что следует излагать только суть дела, без лишних подробностей». Если следовать заветам Чехова и учесть современный темп жизни, «благодаря» которому читатель хочет понять суть сразу в первом предложении, то о постановке можно сказать: «Круто! Классно! Здорово!» (вы уже побежали за билетами?) Тем, кому этого мало и хочется понять что же именно там «круто и классно», придется запастись терпением и дочитать до конца.

Текст

Чеховская «Дама с собачкой» – только основа спектакля, центральная идея, дополненная другими произведениями Антона Павловича («Несчастье», «О любви», «Каштанка»). Текст на 90% написан режиссером, но не спешите пугаться, в нем нет ужасающего слэнга сегодняшнего дня, политических и иных лозунгов. Это рассказ о жизни (человеческой и собачьей), со всеми ее взлетами и падениями, глубокими размышлениями и спонтанными поступками, мимолетными увлечениями и большой любовью.

Фото: Инара Ибрагимова

Собака

О чем думал и что чувствовал белый шпиц, когда сближались Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна? Да и в целом: как выглядит мир людей глазами собаки? И каков ее собственный мир? Точнее, не ее, а его. Главный герой спектакля – пес Бром Исаевич, правда на шпица он похож мало, скорее приходит на ум какая-то крупная порода с серьезным лицом и грустными глазами. Актер Александр Антипенко (в образе) мог бы быть собакой, например, Платона, или, скажем, Ницше, уж больно философски он смотрит на жизнь. Его монологи достойны университетской кафедры, к тому же Бром Исаевич не только философ, но и творец: фильм в его исполнении будет представлен на суд зрителя. 

Фото: Инара Ибрагимова

Дамочка

«Школьница в трауре» – пришло на ум при виде костюма героини (художник по костюмам Анна Самсоненко). Черное короткое платье, полупрозрачный фартучек, ботинки без каблука и носочки с рюшами – школьница и есть, к тому же поведенческий рисунок явно намекает на трудности пубертата. В начале истории Анна Сергеевна в исполнении Алины Ходжевановой, кажется, уже похоронила свою жизнь, превратившись в памятник на ялтинской набережной, охраняемый верным псом. Она, как большинство подростков, в образе «пропала жизнь», но стоит этой жизни подкинуть что-нибудь интересненькое, как шквал эмоций буквально сметает все на своем пути. В ход идут сумбурные речи, руки-ноги существуют отдельно от тела, нужно обязательно выстрелить из пистолета, а любимому подарить на память вырванное с корнем дерево.

Фото: Инара Ибрагимова

Гуров

Выше мы говорили о тексте, так вот герою Максима Маминова достался великолепный «монолог у памятника» – первая встреча с Анной Сергеевной. Это даже не монолог, а моноспектакль, который актер наполнил и мягким юмором, и угловатым нервом знакомства, и узнаваемыми особенностями курортной жизни. Забавный отдыхающий в плавках и майке с надписью «Рожден в 80-х» недолго останется таковым, его «накроет» любовью, в которой уже не будет ничего забавного. Чеховский ловелас Гуров здесь не кажется ловеласом, здесь как будто все впервые, так же нервно, остро, неуклюже… и навсегда.

Фото: Инара Ибрагимова

Пространство

«Тау-зал» ШДИ – пространство камерное, тем не менее спектакль наполнен воздухом и светом, не ограничен давлеющими рамками. В нем умещается и бесконечный морской берег, и маленькое кафе, с вросшим в стену официантом-хамелеоном (Николай Гонтар), и цирковая арена, и джаз-клуб, и …. да чего там только нет. Есть даже маленький домик – то ли собственность дяди Федора, то ли жилище персонажей известной детской телепередачи. Вот только наковальня висит под потолком. И зритель, без оглядки верующий в завещание Антона Павловича, ждет того самого момента, который нельзя пропустить.

Фото: Инара Ибрагимова

Музыка

Каштанка играет на контрабасе, Гуров поет итальянское диско, а оперная певица демонстрирует свой талант креветкам. «Какой-то сюр» – скажете вы. Может и так, только все это идеально укладывается в спектакль. Композитор Георгий Мнацаканов (да-да, он же режиссер и автор текста, совсем как в известном фильме) точно подбирает музыкальный рисунок к каждой сцене, без избыточности, но с тонким нюансированием деталей. Поэтому и американский джаз-бэнд и итальянская опера оказываются очень к месту.

Фото: Инара Ибрагимова

«Собака с дамочкой» – это приключение, своеобразный квест по произведением Антона Павловича Чехова, в котором ты с азартом ищешь знакомые образы и, пихая соседа локтем в бок, шепчешь: «А ты сколько угадал? Ха! А я больше!» Это спектакль-головоломка, в котором найти разгадку – истинное удовольствие. Это спектакль-забава, где юмор не по-сегодняшнему добр. Это спектакль-нежность, наполненный воздушными детскими воспоминаниями. Это спектакль – любовь, со всеми ее причудами.