Спектакль «Два билета в Милан» по пьесе Джо ДиПьетро «Последняя любовь» поставлен в Театре Российской армии в честь юбилея Народной артистки СССР Людмилы Алексеевны Чурсиной. Трогательная история отношений между мужчиной и женщиной, которым пошёл восьмой десяток, воссоздана режиссёром Алексеем Серовым. Наверное, правильно будет заметить, что спектакль не столько о любви, сколько о её безвременье. Уж тут стоит процитировать пушкинское «Любви все возрасты покорны…»
Симпатия между Кэрол и Ральфом возникает быстро, но она не может переродиться во что-то более серьёзное, ведь у Кэрол жив супруг (он полностью парализован, прикован к постели в одном из лучших хосписов). Текст Джо ДиПьетро не претендует на глубокое исследование человеческих порывов: диалоги прямолинейны, поступки не всегда соответствуют внутренней природе героев (от этого они кажутся искусственными), в сюжете несколько схематично встроенных поворотов, отсутствует филигранность слога. Режиссёр пытается вытащить из такой драматургии всё сущностное. Вместе с художником Эмилем Капелюшем, они разрабатывают схематичное пространство, лишённое отвлекающих деталей. Только вот стулья то сбиваются в один ряд по линеечке, то разбрасываются в стороны. Сцена украшена «занавесом» из писем или нотных листов с любимыми ариями Ральфа. Такой декор, возможно, служит метафорическим сравнением человеческой жизни с толстой книгой, где все страницы исписаны неразборчивым почерком.
Удачным приёмом стало введение героя, названного в программке – Молодой человек. Хотя Илья Артамонов играет не только прыткого официанта, но ещё изображает (и делает это очень забавно) собачку, которую все сравнивают с крысой. В нескольких сценах-флешбэках актёр создаёт образ юного Ральфа, когда тот тщетно пытался поступить на службу в театр оперы.
Людмила Чурсина остаётся верна своему сценическому стилю: сдержанность, подчёркнутая интеллигентность, аристократизм, величавость и грация в каждом движении. Её героиня так хочет о ком-то заботиться, что даже приютила старенькую, уродливую собачку и назвала её Персик. Одиночество подталкивает Кэрол пойти наперекор принципам и принять ухаживания мужчины. Воздыхатель Ральф Беллини, несмотря на возраст и серьёзное заболевание, ни на минуту не сомневается в том, что они поженятся! Его ничего не пугает: ни то, что им осталось жить совсем немного, ни стенания родной сестры, которая, конечно же, принялась ревновать. Судьба Рози Тальятелли (з.а. России и Азербайджана Валентина Асланова) раскрывается параллельно. Обе сюжетные линии не придут к долгожданному happy end, но и не будут омрачены трагической развязкой. Иначе и не могло быть, ведь герои существуют обособленно, будто за видимыми границами ничего не существует, и нет того гибридного современного мира, пребывающего в катастрофическом состоянии нелюбви.
Отдельно стоит сказать о работе н.а. России Александра Дика. Он кропотливо возводит спектакль кирпичик за кирпичиком, именно его персонаж – двигатель сюжета. Когда Ральф оказывает знаки внимания, он взволнован, комичен, но не однообразен; полноценный характер, выразительно продуманный актёром. Тут перестаёшь обращать внимание на скупость диалогов, а заворожённо наблюдаешь за судьбой жизнелюбца. В нём столько энергии! Он то заведётся, как обидчивый подросток, примется размахивать руками, то немного сгорбится, аккуратно подсаживаясь поближе к даме.
«…она прикоснулась к моей щеке, и я ощутил словно удар электрошоком. Во мне словно мотор завели. Я почувствовал себя так, как будто могу прожить еще пятьдесят лет…» Мы не знаем хватит ли топлива «мотору» ещё хотя бы на пару лет. Но разве это может стать причиной отказа Ральфу в попытке стать счастливым? Броситься в омут с головой? Желать, чтобы тебя любили? Кто имеет право лишить человека этого шанса только из-за пары цифр в паспорте? Актёр постепенно подводит зрителя к размышлениям, которые гораздо сложнее обозначенных вопросов.
Ральф сидит на стуле и смотрит в зрительный зал. Молчит. В его молчании мы слышим крики обиды и шёпот прощения. Рядом подсаживается молодой парень: прошлое и настоящее соединилось в тот момент, когда зародилась надежда. На пороге чего стоит Ральф: смерти или долгожданного счастья? Раздаётся голос Кэрол, она скоро вернётся, снова будет посещать парк для выгула собак и ждать Ральфа. Придёт ли он?.. Не будем строить версий, красота этой истории в другом. Александр Дик, развернувший перед нами целую жизнь, показал, как хрупок человек и как важно для него быть «прирученным» тем, кого избрало сердце.