Театральный мир, безусловно, суеверен. И надо же такому случиться, что театр, чей день рождения пришелся на 13 число, стал одним из самых успешных, любимых, популярных московских долгожителей. 13 ноября 2021 года «арбатской жемчужине» – Театру имени Евгения Вахтангова исполняется 100 лет!
Дней рождения могло бы быть несколько. Например, 13 сентября 1920 (и опять же 13-ое!), когда Студию под руководством молодого актера, ученика К.С. Станиславского Евгения Вахтангова взял под свое крыло МХТ. Так родился предшественник театра – Третья студия. И все-таки точкой отсчета жизни сцены стал день премьеры спектакля «Чудо святого Антония» по пьесе Мориса Метерлинка.
Очень скоро Третья студия МХТ смогла занять усадьбу Сабашниковых по адресу Арбат, 26. Это сейчас величественное здание напоминает античный храм с золотой богиней перед входом. Оно было возведено уже после войны, в 1946-47 годах, так как особняк погиб во время бомбардировки в 1941. Тогда, в еще «серебряных» 20-х, в стенах старинного дома родился спектакль-праздник, спектакль-символ по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Он появился на столичной сцене в начале 1922 года, когда его создатель Евгений Вахтангов уже был смертельно болен. Приходится только удивляться силе человеческого духа и мощи влияния искусства на зрителя, ведь самый значимый спектакль будущего театра, появившись в голодную и холодную пору, со всей очевидностью доказал, что в тандеме «хлеба и зрелищ» второе может оказаться на первом месте! Устроить на сцене праздник «комедии дель арте» – веселый, разноцветный, музыкальный, легкий, как дуновение – смог человек, которого через несколько месяцев не стало.
После первого триумфа «Принцессы» сказка навсегда поселилась в театре, стала его символом и своеобразной школой мастерства для всех вахтанговцев. Первая принцесса Турнадот, актриса Цецилия Маснурова, взяла свой псевдоним по названию Мансуровского переулка, где когда-то репетировала Студия. Золотую принцессу-фонтан у здания театра установили уже 1997 году к 850-летю Москвы.
Жизнь будущего арбатского театра-исполина влилась в поток жизни страны. Они все делали вместе, ни одно событие строящегося государства рабочих и крестьян не прошло мимо Студии. Во времена НЭПа Михаил Булгаков специально для театра написал «Зойкину квартиру». Сатира на советскую действительность в водевильной легкости пьесы была такой выразительной, что театр могли бы и закрыть, но пощадили. Дело в том, что он полюбился не только интеллигенции, рабочим, студентам, но и «власть имущим». Члены правительства, работники ОГПУ, да и сам Сталин нередко приходили навестить арбатскую Мельпомену.
Затем были годы без единовластия: в 20-30-е театром руководил художественный совет. Получалось многое, например, сохранить вахтанговскую атмосферу театра-праздника. Идти в ногу с политикой партии тоже приходилось. Воспевание революции, Ленина, труда, пролетариата породило новую реалистическую манеру повествования, но не увело далеко от площадной нарядности спектаклей основателя и не поставило партийную идейность во главу угла.
В 1939 к руководству театром приступил режиссер Рубен Симонов. Подоспело военное лихолетье. Театр эвакуировался в Омск и там пополнился талантливыми кадрами: в труппу был принят Алексей Дикий. Работали для фронта, поставили «Фронт» А. Корнейчука. Вахтанговская традиция «во дни бед народных» поднимать дух жизнеутверждающей классикой продолжилась. Появились «Сирано де Бержерак», «Слуга двух господ», начали репетировать музыкальный спектакль «Мадемуазель Нитуш». Фронтовой филиал театра, образованный в 1942, дошагал с армией до самого Берлина.
Годы обязательных идейных постановок принесли свои удачи и неожиданности. Например, на вахтанговской сцене невероятно интересно отметился кинорежиссер Сергей Герасимов со спектаклем «Седая девушка» по пьесе тандема китайских драматургов.
Начал ставить Евгений Симонов, сын главного режиссера, получивший имя в память о Евгении Вахтангове. Вместе с ним в пятидесятые в труппу влилась талантливая молодежь, выпускники лучшего столичного театрального училища, принадлежащего арбатской сцене. Это сегодня все они – легенды и корифеи, а тогда знаменитое «второе поколение» вахтанговцев вдохнуло в жизнь театра «оттепельную» свободу и романтику. На сцене появились такие нетипичные для театра авторы, как Достоевский и Чехов в постановке талантливой Александры Ремизовой. Евгений Симонов взялся за «Филумену Мартурано» и привлек к сценографическому оформлению художника Мартироса Сарьяна. Подошла плеяда «оттепельных» драматургов – А.Арбузов, Л.Зорин. К 100-летию К.С Станиславского Рубен Симонов вернул «Принцессу Турнадот». Шестидесятые оказались активными и плодотворными. Устав от идеологии, театр рванул к жанровому и идеологическому разнообразию. Ставили У. Гибсона, Б. Шоу, А. Островского, Мольера. Публика брала штурмом вахтанговские кассы.
После смерти Рубена Симонова в 1968 году его сын Евгений, не раздумывая оставляет должность главного режиссера Малого театра, и возглавляет Театр им. Вахтангова, Поэт в душе, он наполнил атмосферу сцены музыкой, поэзией, лирикой. При нем начинает свою постановочную карьеру один из самых «живописных» и стильных режиссеров – Роман Виктюк. Для своего Театра-Студии им.Рубена Симонова Евгений Рубенович получает здание в Калошином арбатском переулке. Теперь это филиал Вахтанговского, его экспериментальная площадка, где находят воплощение идеи ее создателя.
Непростое время досталось новому худруку театра Михаилу Ульянову. На пост он вступил в 1987, провел сцену через лихие девяностые до 2007 года. Ставить спектакли великий актер не хотел. Зато он дал «зеленый свет» многим известным режиссерам. В штат приняли Петра Фоменко, Романа Виктюка, Аркадия Каца. Доверили постановку рижанину Адольфу Шапиро. Грузинский режиссер Роберт Стуруа взялся за документальный материал – пьесу М. Шатрова «Брестский мир» и талантливо воплотил его на сцене.
Повзрослело второе поколение вахтанговцев, пришло третье – одаренное, сильное – сегодняшняя опора и слава театра. Сейчас у них учатся, на них ходит публика, с восторгом смотрят юные «щукинцы». Руководит труппой «русский литовец» – элегантный, интеллигентный, тонкий и умный режиссер Римас Туминас, который пришел на смену М. Ульянову в 2007.
Начинал он по-прибалтийски сдержанно: посмотрел на спектакли, определил потенциал актеров, выбрал для дебюта малоизвестную и сложную пьесу Шекспира «Троил и Крессида» в первую очередь потому, что в ней можно было объединить труппу, предложив роли актерам разных возрастов. Потом был выдающийся «Дядя Ваня» – лучший спектакль России 2011 , объехавший весь мир и усыпанный престижными премиями. К встрече 90-летнего юбилея режиссер подошел нестандартно и поставил пронзительный спектакль-память «Пристань» в честь артистов, всю жизнь посвятивших Вахтанговской сцене.
Один за другим прошли несколько юбилеев. Между ними случились знаковые постановки: «Евгений Онегин», «Улыбнись нам, Господи». Своего земляка поддержали литовские творческие силы: художник Адомас Яцовскис и композитор Фаустас Латенас. Пошли множится новые сценические площадки – к 95-ому юбилею открыли Новую сцену в соседнем историческом здании, в 2016 – «Арт-Кафе» для концертов, творческих встреч, поэтических вечеров. Присоединили Симоновскую сцену с двумя залами, вышла площадка для творчества выпускников режиссерского факультета Театрального вуза имени Бориса Щукина. Пригласили на должность главного режиссера Юрия Бутусова, и столица порадовалась его дебютному «Пер Гюнту».
Сегодня театр-юбиляр и его худрук доверяют свою прославленную сцену, как большим мастерам режиссерского цеха, так и начинающим. Откуда в этом долгожителе такая витальность, молодая энергия, чутье на таланты? Все очень просто: его искусство рождается в смешении кровей, проще говоря, в охвате культурных кодов, геномов и традиций на мировом уровне. Это «дитя мира» из центра Москвы смело соединило в себе кавказскую чуткость к атмосферности и музыкальности, русские душевность и размах, литовскую янтарную прозрачность и тонкость. Грузины, латыши, евреи, киргизы, казахи, норвежцы, итальянцы – каждый из них принес с собой частичку своей духовности и стал частью мультикультурного организма под названием Театр имени Евгения Вахтангова.