Головная боль или любовь… 20 лет «Коляда-театру»

4 декабря – день особенный для театрального мира. Это день рождения самого известного современного драматурга России Николая Коляды и день основания его же «Коляда-театра» – самого известного из независимых, возникшего в Екатеринбурге и ставшего визитной карточкой Урала. В день рождения нашего великого современника и его замечательного театра поговорим о них!

Фото: Людмила Сафонова

«Скромность – прямой путь в неизвестность»

Эту фразу Николай Коляда повторяет из раза в раз, встречая зрителей в фойе, проводя мастер-классы, общаясь с журналистами… Он постоянно заявляет о себе, без стеснения рассказывает об успехах и неудачах, честно расписывает истории из жизни в социальных сетях. При этом он прост и сдержан, отзывчив и искренен. Выпускник Свердловского театрального училища и Литературного института имени А.М. Горького, начинавший как актёр Свердловского академического театра драмы, с середины 1980-х приобрёл известность как драматург и стал действительно живым классиком. Им создано больше сотни пьес, множество рассказов, несколько сценариев. Названия «Баба Шанель», «Мурлин Мурло», «Полонез Огинского», «Рогатка», «Уйди-уйди», «Корабль дураков», «Носферату» слышал хотя бы раз в жизни каждый театрал. Произведения Коляды переведены на множество языков мира, а постановки по ним идут во многих зарубежных театрах.

Спектакль «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Фото: Людмила Сафонова

Кроме того, Николай Коляда – блестящий педагог, первым в новой России набравший авторский курс молодых драматургов. Среди его учеников ныне звёзды российской драматургии – Василий Сигарев, Ярослава Пулинович, Ирина Васьковская, Олег Богаев, Ринат Ташимов и многие-многие другие. Термин «уральская школа драматургии» у всех на слуху и широко используется специалистами для обозначения выпускников и студентов семинара «Драматургия» специальности «Литературное творчество» в Екатеринбургском государственном театральном институте. Международный конкурс драматургов «Евразия» и Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» ежегодно становятся знаковыми событиями в жизни театральной России.

«Я люблю репетировать!»

Казалось бы, успешный человек Николай Коляда, и что ему ещё надо? Но он устроил себе головную боль и в 2001 году открыл частный театр, который за 20 лет приобрёл известность по всей стране и за границей, стал любим и уважаем. С нетерпением мы ждали ежегодных гастролей этого коллектива в Москве, прервала которые только коварная пандемия, с восхищением ходили на спектакли «Коляда-театра» каждый вечер как на работу.

Спектакль «12 стульев». Фото: Людмила Сафонова

Но всем известно, что частные театры в России – это боль! И Коляда не скрывает, что экономить приходится на всём, делая декорации «из говна и палки, и маминой шторы». На содержание театра идут авторские гонорары драматурга, прибыль от продажи его собрания сочинений, он не стесняется открыто просить денег. Но если человек фанатично этим занимается, значит, зачем-то ему это нужно! По словам Николая Коляды, он видел много постановок собственных пьес, где очень хорошие режиссёры выражали через пьесу себя. А ему хотелось сделать иначе! Попробовав себя в режиссуре на других площадках, он пришёл к идее создания собственного театра, в репертуаре которого сейчас более 60 наименований. Режиссёр почти всех спектаклей «Коляда-театра» сам Коляда, но это не только его пьесы. Заметное место в творчестве Коляды-режиссёра занимает классика, переосмысленная, часто гротескная, очень русская.

Спектакль «Пузырь, соломинка и лапоть». Фото: Людмила Сафонова

Действие «Трамвая «Желание» Уильямса из американского рабочего квартала переносится в условный Вторчермет (название района Екатеринбурга, ставшее нарицательным), где алкоголь, насилие и безумие приобретают совсем невыносимые оттенки. В «Гамлете» Шекспира датское королевство напоминает помойку, где примитивизм и натурализм проявляются во всей красе, а Гамлет смотрится последним человеком на Земле. Чацкий из «Горе от ума» Грибоедова становится набором стереотипов о завидных женихах и заграничных мачо. «12 стульев» Ильфа и Петрова – приключения бродячих котов Кисы и Оси, а «Оптимистическая трагедия» Вишневского – осмысление, что стало «с Родиной и с нами», через шаманские танцы.

В спектаклях по собственным пьесам Николай Коляда погружает зрителя в повседневную обстановку: действие происходит в обычной квартире, шиномонтажке, на улице… Сквозь юмор веет русской тоской и такой житейской безысходностью, что хочется водки выпить! От того, что смерть порой выглядит куда привлекательней жизни, как в «Большой Советской энциклопедии». От непонимания смысла жизни как в «Капсуле времени». От искушения большими деньгами в «Змее золотой».

Спектакль «Большая советская энциклопедия». Фото: Людмила Сафонова

Спектакли Коляды красочны и музыкальны. На сцене может оказаться куча ждунов или галерея портретов Моны Лизы, настоящая грязь и битая посуда. Звучит и русская попса, и классика, и фольклорные мотивы. Одеваются герои и в Bosco, и в обновки из секонд-хэнда. Практически во всех спектаклях нет занавеса, а фишка сценографии – несколько дверей, из которых появляются герои.

«Коляда-театр» неоднократно выезжал на гастроли, номинировался на «Золотую Маску», участвовал в многочисленных фестивалях. Отдельный текст можно написать об уютном помещении театра в кинотеатре «Искра» и о гостеприимстве Николая Коляды, который часто выходит поприветствовать зрителей, раздать автографы и пофотографироваться.

Мы желаем успехов и процветания этому потрясающему коллективу и долгих лет жизни, творческого запала и неиссякаемой энергии его художественному руководителю!