Хочешь насмешить бога – насмеши бога. Итальянская кинокомедия «Исправь меня, если сможешь»

Верить или не верить в бога – вопрос интимный, стоит ли отвечать на него вслух в широком кинопрокате? Итальянский режиссёр Джорджо Пазотти не просто снял фильм (и снялся в главной роли) о том, о чём некоторые предпочитают молчать, но и превратил такую, казалось бы, тонкую и серьёзную материю в чёрную комедию. Без морализаторства и указующего перста режиссёр рассказал, почему яблоки не главный ингредиент правильного штруделя, нужен ли для обращения в веру хороший пинок и каким образом червь сомнения выбирает самый вкусный плод. Делимся мыслями после просмотра кинофильма.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Взгляд с небес без гордыни
Нам ничего не известно о религиозных взглядах Джорджо Пазотти (и мы принципиально не стали гуглить), но картину «Исправь меня, если сможешь» мог снять только человек истинно верующий – в людей. За каждой репликой слышна молитва о здравии, полная нежности и понимания, за каждым кадром виден взгляд, каким Иисус взирает вниз (камера частенько поднимается до небес, чтобы показать вид сверху) на грешных детей своих – бестолковых и милых, как панды из залипательных сторис китайского зоопарка. Взгляд снисходительный, но не высокомерный; опечаленный, но не разочарованный; укоризненный, но не злобный; ироничный, но не язвительный. 

Вряд ли Пазотти пробовал примерить на себя доспехи бога, вряд ли дело в вирусе гордыни, поразившем иных режиссёров. С базовой ступени «смешно о боге» эту комедию поднимает нечеловеческая любовь к человеку. И не важно, кто этот человек: свою порцию любви получает каждый персонаж – и свежеоткинувшийся зэк-неофашист, и беженец-террорист с симптомами тревожного невроза, и экс-горнолыжник, уронивший честь чемпиона на дно бутылки, и сельский врач, закидывающийся лошадиными дозами цинизма, и слепой от горя, веры и болезни картавый поп-самовыдвиженец. Ни один из них не делает ничего особенного, чтобы заслужить любовь, но эта любовь выдаётся им авансом по праву рождения и сценария.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Живые символы и стереотипы
Комедия Пазотти построена на виртуозной работе с образами и символами. На поверхностных уровнях они считываются буквально и, что особенно интересно, не требуют перевода на другие языки и менталитеты. Так, червяк в яблоке становится одновременно червём сомнения и змеем-искусителем, Христос на распятии выставляется пугалом для чертей и неверных (да и для верующих тоже), от услышанной правды течёт кровь из ушей, а карающая молния во время грозы уничтожает самое намоленное дерево в окрýге. При желании зритель может копнуть гораздо глубже и каждую из метафор развернуть в отдельное эссе.

Чрезвычайно комично обыграны стерео- и архетипы. Особенно хороша центральная парочка – Адам, отсидевший преступник и неонацист (Клаудио Амендола) vs. Дон Иван, современный Иов (Джорджо Пазотти). Адам, иконический лысый детина с нокаутирующим хуком и татуировкой на затылке, вежливо отказывается от криминального «подряда» (не могу, говорит, буду занят, обещал испечь штрудель). Иван, гипергуманный приходской священник, вечно подставляющий вторую щёку и ничего не видящий кроме добра, – носит шорты, длинные носки, причёску и усики в стиле «гитлерюгенд». У каждого свои недостатки.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Чек-лист со всеми галочками
На всякий случай – для тех, кому это важно, – отметим, что все актуальные и социально значимые общественно-кинематографические темы раскрыты полностью. Инклюзия, толерантность, мигранты, фашизм, холокост, онкология, права женщин, you name it – галочки расставлены во всех клеточках, придраться не к чему. Во всём сквозит ирония, но юмор тут не горько-пародийный, а оптимистично-жизнеутверждающий. Пожалуй, итальянцы, всегда готовые от души посмеяться над собой, не могли снять иначе. Фильм участвовал в фестивалях, в числе которых Ischia Global Film & Music Fest, BIF&ST – Bari International Film & TV Festival, и отмечен многочисленными наградами, например La Pellicola d’Oro.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

Чтобы быть честными до конца, признаемся: итальянский фильм «Исправь меня, если сможешь» снят по датскому кинобестселлеру «Адамовы яблоки» (2005) оскароносного режиссёра Андерса Томаса Йенсена с Мадсом Миккельсеном в главной роли. С франшизой итальянцы справились, как всегда, con fantasia – вежливо, но темпераментно. Южный Тироль в осенних красках и горные пейзажи Альто-Адидже, конечно, расположены ближе к Дании, чем Таранто или Палермо (туда, например, можно было бы перенести действие картины, чтобы максимально «отдалить» её от оригинала), но притча Пазотти получилась не по-северному тёплой, пусть местами в мрачноватых тонах.

Простая мысль этой тёплой деревенской проповеди заключается в том, что под дождём и солнцем, в кухне и карцере, в трудах праведных и грешных, в жизни и смерти всегда сокрыто чудо – ты только уверуй в него. И сотворяет его сам человек, которого направляет и оберегает рука бога (но это уже совсем другое кино). Впрочем, слушать проповедь вас никто не принуждает, а вот фильм от всей души рекомендуем к просмотру.

Фото предоставлено пресс-службой «ПилотКино»

«Исправь меня, если сможешь» (Abbi fede)
Год: 2020
Режиссёр: Джорджо Пазотти
В ролях: Клаудио Амендола, Джорджо Пазотти, Роберт Пальфрадер, Герти Драсль и др.
Продолжительность: 97 мин.
Возрастная категория: 16+
Расписание показов