Джульетта – дочь олигарха, Ромео – выходец из простой семьи, имеющий за плечами уголовное прошлое, Меркуцио – наркоторговец, Бенволио – диссидент… Московский Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко продолжает премьерные показы балета «Ромео и Джульетта» в постановке режиссёра Константина Богомолова и хореографа Максима Севагина, и зрителя здесь есть и чем удивить, и чем рассмешить.
Сюжет бессмертной пьесы Уильяма Шекспира полностью переписан, а партитура композитора Сергея Прокофьева осталась прежней. Зритель переносится в Золотой город на берегу Леты, который буквально золотой коробкой (а может, золотой клеткой) воссоздан на сцене художником Ларисой Ломакиной. Поймать своё отражение в реке Лете (на заднике сцены) танцующим героям удаётся благодаря видеоряду, который режиссёр искусно вплетает в свой спектакль.
За изменённым и осовремененным сюжетом зрителям помогают следить титры. Многие так и хочется растащить на цитаты – уж очень они близки к реальной жизни и понятны каждому чувствующему человеку. Впрочем, некоторые сюжетные перипетии так и остаются неизвестными, мотивируя зрителей поразмыслить. Например, так и не раскрыто, с чем связано уголовное прошлое Ромео или от чего умерла его сестра, работавшая на фабрике олигарха Капулетти.
Итак, Ромео возвращается в город, «знакомый до слёз». Здесь всем заправляет всемогущий Герцог, покровительствующий семейству Капулетти, а горожане выходят на протесты, организованные Бенволио, так как все вынуждены плясать под одну дудку (в данном случае, под музыку Прокофьева, обожаемую Герцогом). Большое внимание в городе приковано к самому закрытому местному светскому мероприятию – Чёрному балу у Капулетти. Сюда поставляет наркотики Меркуцио, здесь генерал Тибальд открыто флиртует с леди Капулетти (об их отношения муж так и так в курсе), здесь встречаются Ромео и Джульетта.
Роман, разворачивающийся на берегу Леты, приводит их и к Лоренцо в красной сутане, который «любит бога и Кастанеду», и на дискотеку в заброшенном цеху на фабрике, откуда Ромео приходится сбегать от нагрянувшей полиции. Лекарством от любви для Джульетты станет «жаба забвения», которая «ускачет» до прихода Ромео. Молодой любовник струсит, увидев бездыханную Джульетту, и скроется, а очнувшаяся Джульетта просто решит, что Ромео был сном, и спокойно выйдет замуж.
Эта история в городе, где сталкиваются верхи и низы, власть и безвластие, любовь и фобия, смотрится нарядно, модно, элегантно. В костюмах Игоря Чапурина не теряются ни фабричные работницы, ни приближённые Герцога. Чинно и благородно блистают на Чёрном балу и дамы в брючных костюмах, и мужчины в «газовых» юбках с голым торсом. Запоминается и зелёно-розовый наряд няни Джульетты Янь-Янь, и тренировочный костюм ЗОЖника – отца Капулетти, и белое прелестное платье Джульетты.
Сюжет, где шекспировские страсти заменили страсти наших дней – от наркотиков до свободных отношений, гармонично ложится на музыку Прокофьева (музыкальный руководитель постановки – Тимур Зангиев). В музыкальные акценты умело встроены и сцены полицейского произвола, и романтические отношения, и супружеские измены.
В танце, где этот сюжет закручен, отражены и классовые различия, и моральное разложение общества, и несерьёзное отношение друг другу. Но этот балет целомудрен, тих (всё происходящее на сцене происходит без лишнего надрыва и переигрываний), кроток: филигранные па, стремительные поддержки, прилежная синхронность. Этот танец стремится к совершенству в противовес несовершенному миру, где выросшая среди греха невинная Джульетта (Елена Соломяко) бросается в объятия видавшего жизнь Ромео (Евгений Жуков), так бездарно лишающего её права на счастье.
Параллельно с основным сюжетом режиссёр и хореограф представляют альтернативную историю, выводя на сцену влюблённую взрослую пару. Он и Она – так эти герои обозначены в программке – в исполнении главы труппы МАМТ Лорана Илера и балерины Дарьи Павленко демонстрируют своим танцем преданность и ровность отношений мужчины и женщины, вселяя веру в любовь. А может быть так могла сложиться судьба Ромео и Джульетты?