В свои почетные 45 московский Театр на Юго-Западе не устает напоминать о том, что «он ягодка опять». 18 февраля юбилейные мероприятия продолжил исторический для театра спектакль, которому сцена обязана своим рождением. «Женитьба» Коли Гоголя» появилась в 1974 году, когда молодой, неопытный, но очень отважный будущий режиссер Валерий Белякович собрал команду единомышленников и поставил спектакль-шутку на подмостках Мещерского клуба. Первые актеры стали впоследствии не только строителями театра на проспекте Вернадского, но и его первыми звездами.
Спектакль-прародитель никогда не покидал стен Юго-Запада, возвращаясь в них многочисленными версиями и возобновлениями. Сначала с любимой постановкой экспериментировал сам Валерий Белякович. Главные роли переиграла почти вся труппа театра. В первых вариантах постановки распределение ролей было классическим: мужчины играли мужчин, женщины – женщин. В версии конца девяностых – начала двухтысячных женские роли «перекочевали» к актерам-мужчинам, еще более подчеркнув основную идею самого Театра на Юго-Западе: броскую народную площадность, буффонаду, яркое игровое начало.
На сцене яро кипел котел действия, театрально взлетали вверх руки, переливчатыми брызгами ожигали костюмы, криками страстей наполнялся маленький зал, как цветистая площадь сочного южного базара. Это были постановки, метеором летящие на зрителя, захватывающие его всеми сценическими измерениями.
Через 45 лет художественный руководитель и режиссер Театра на Юго-Западе Олег Леушин решил восстановить спектакль-историю силами самых молодых актеров, большинство из которых не знали Мастера Беляковича лично и видели «Женитьбу» только в записи. Именно поэтому Олег Леушин не стал обещать ни театру, ни зрителям полноценного возвращения спектакля в репертуар, если вдруг он не окажется его достойным. Новая «Женитьба» снова стала экспериментальной площадкой, на которой, по словам режиссера, он хотел «протестировать молодых артистов в этом очень сложном жанре клоунады, посмотреть, как «молодой косяк» может работать, играть, убеждать в своей команде».
Роль нерешительного жениха Подколесина постановщик доверил Ивану Городецкому, который уже шестой год служит в Театре на Юго-Западе, но главных ролей пока не играл. Этому актеру выпала удача застать предыдущую версию «Женитьбы» на сцене.
«В свое время я видел Подколесина в исполнении Михаила Докина, – рассказал актер, – он играл в паре с Олегом Леушиным, который исполнял роль Кочкарева. Потом я увидел в записи Подколесина в исполнении Олега Леушина. Я не могу сказать, что я осознанно пытаюсь что-то «срисовать» с их образов, с их понимания персонажа, но, наверное, я беру какие-то черты: от характера, от походки. Это были два совершенно разных Подколесина, поэтому я никого из них не брал за эталон, ведь каждый был хорош по-своему и в своем, но неосознанно что-то я, наверняка, подсмотрел. Мне интереснее делать своего Подколесина».
«Свой Подколесин» у Ивана Городецкого трогательно похож на большого пупса с хохолком из детских игр прошлого. Да он будто и не расстался со своим детством до конца – до того неопределенны его желания, робки порывы, недоформированы мысли. В то же время актер играет личность с устоявшимся холостяцким бытом, защищающую свой устроенный мир. Искренне желая создать семью, Подколесин не хочет разрушить свое привычное существование и, поддаваясь другу Кочкареву, все же не сдается до конца. Соединение детского и взрослого начала в одном персонаже позволяет выстроить образ объемный, вызывающий сочувствие.
Не меньшее сочувствие вызывает и главная героиня пьесы Агафья Тихоновна в исполнении Максима Гигенина. Крупная, белотелая, перезрелая девица с круглыми глупыми глазами могла бы стать настоящим посмешищем для окружающих, если бы не ее очаровательная наивность, вера в жребий и гадания при выборе жениха. Можно было бы осуждать ее за желание выйти замуж непременно за знатного дворянина, да только и выбор у нее невелик и сомнителен. Актер Максим Гигенин говорит, что для него героиня – «собирательный образ, пропущенный через призму личного ощущения, видения и задачи». Как ни смешна и ни нелепа незадачливая невеста, но именно она вызывает искреннюю жалость, когда в отчаянии вопрошает всех, за что с ней поступили так жестоко и несправедливо.
Юркий, ловкий Кочкарев – скучающий индивид, ради развлечения решивший устроить счастье друга. Актер Максим Метельников работает в исключительно клоунской, почти цирковой манере, преувеличенно гримасничая и жестикулируя, что, впрочем, отлично ложится на общую стилистику яркого, заводного спектакля.
«Мне удалось увидеть Кочкарева в записях спектакля, где его играли Олег Леушин и Алексей Матошин. Что-то, само собой, я подсознательно у каждого своровал, без этого в нашей профессии никуда. Но в целом опираюсь на свое видение, органику и ощущение персонажа. И тут, конечно, отдельное спасибо руководителю постановки, он дает нам пробовать и искать. Мы все вместе авторы этой работы», – рассказал Максим Метельников.
Для некоторых актеров новая-старая «Женитьба» стала фактическим дебютом. Игорь Михмель (Анучкин) делает своего героя недалекого ума кокетливым модником, не скрывающим своего корыстного интереса к невесте. Людмила Лазарева очень удачно соединяет в Дуняше бесплотную мечту всех женихов – хрупкую невесту в подвенечном платье с образом простушки – служанки в комнатах купчихи Купердягиной.
Для опытного актера Андрея Кудзина, который декадентски изящно и одновременно хищно сыграл сваху Феклу Ивановну, спектакль стал дебютом в постановке хореографии. Как известно, Театр на Юго-Западе славится пластическими постановочными решениями, и Андрей Кудзин создает новую современную хореографическую реальность с четкими, резкими, геометрическими движениями, точно вписанными в звуковой ряд.
Весь актерский ансамбль уверенно и тонко демонстрирует чувство партнера и стиля, придавая цельность и слаженность спектаклю-воспоминанию, заботливо собранному воедино от «ретро»-программки до узнаваемой энергичной манеры Мастера.
По признанию автора спектакля, в работе над новой «Женитьбой» он ориентировался на его предпоследнюю версию 2003 года. Если костюмы и внешний рисунок постановки, действительно, становятся отголоском прежних вариаций и «воздушным поцелуем» оригинальной «Женитьбе», то энергетика, желание творить, завидная сила молодости нового поколения театра заставляют зал «задыхаться от нежности» и «свежести», так, словно эта театральная работа впервые посетила легендарные подмостки Юго-Запада.