Пьеса Артура Соломонова была написана в 2019 году, тогда же в Театр.doc состоялась первая публичная читка (запись можно найти на youtube канале театра). И вот, спустя три года, публике представлен спектакль «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» – трагифарс на тему тирании в отдельно взятом коллективе.
В одном российском театре готовится к выпуску спектакль о смерти Сталина. Постановка уже на финишной прямой, но на предпремьерном прогоне с приглашением чиновников Министерства культуры вдруг выясняется, что идет трансляция прямиком в кабинет президента. Президент не произносит ни слова, но его жесты и взгляды интерпретируют помощники, передавая режиссеру инструкции по изменению постановки. Начинается мучительная переделка уже готового спектакля под девизом: «Господин президент, мы хотим знать: как мы относимся к Сталину?»
Главный режиссер Вольдемар Аркадьевич (одно имя чего стоит), именитый и заслуженный, весь в орденах за вклад в искусство спешно меняет мизансцены, текст, актеров – в общем, переворачивает свою постановку с ног на голову, справедливо полагая, что иначе премьеры не будет. К тому же, он сам должен был играть старого Сталина, а в свете изменения «смерти» на «рождение» непонятно куда себя деть. Свои внутренние переживания он обрушивает на труппу и драматурга и доходит до того, что просто запирает театр, объявив, что «к сожалению, до премьеры выход из театра невозможен. На ближайшие три недели мы все – одна большая, жуткая семья».
Вольдемара Аркадьевича и старого Сталина играет Антон Кукушкин. Ему отлично удаются «прыжки» из роли в роль и огромный спектр переживаний и масок: он и почивающая на лаврах «звезда», и деспотичный хозяин жизни, и медленно сходящий с ума актер, и даже обманутый любовник. Его персонаж теряет связь с реальностью, не может выйти из роли и все глубже погружается в чужое безумие. А главное – помощи ждать неоткуда, труппа трясется как осиновый листок, никто не хочет рисковать здоровьем. Невольно пожалеешь такого «тирана»: всё сам, всё сам…
Население этого маленького театра-государства узнаваемо и карикатурно. Ближайшая помощница режиссера Валентина (Рая Миронова) смотрит с обожанием, ловит каждое слово, за что и имеет привилегии в виде доступа к телу и главных ролей. Актер, играющий Ленина (Александр Калугин/Олег Соколов) – весельчак и наблюдатель. Актер, играющий Берию (Федор Кокорев) – скользкий тип, с подвижным мнением в зависимости от происходящего. Актер, играющий Хрущева (Иван Кашин) – фаталист, принимающий любую ситуацию. Драматург Терентий Грибс (Ефим Михайлов/Антон Ильин) – напоминает человека, случайно попавшего на другую планету, и с ужасом думающего «что, черт возьми, происходит? И как такое вообще может происходить?» А молодой актер (Владимир Гасанов) просто не может поверить своему счастью, от неожиданно свалившейся на голову главной роли.
При всем ужасе ситуации спектакль невероятно смешной. Утрированная история страха перед любой властью нивелирует этот страх юмором. К тому же, позволяет, пусть и в такой гротескной форме, заглянуть в замочную скважину театральной жизни. А вы думали, создать спектакль это легко? Даже если он не про Сталина… Сколько нюансов нужно учесть при создании постановки, главный из которых – человеческий фактор. Но, как говорит человек из министерства (Тимур Дружков/Антон Ильин): «Не надо охать, господа. Все от этого страдают, не вы первые, не вы последние».