В театре «Школа драматического искусства» продолжается парад премьер спектаклей, поставленных талантливыми молодыми режиссерами – выпускниками ГИТИСа. В новом сезоне ШДИ переносился и на шикарный немецкий курорт (спектакль «Рулетенбургъ», режиссер Евгения Тодорова), и на ялтинскую набережную (спектакль «Собака с дамочкой», режиссер Георгий Мнацаканов), и в царские палаты (спектакль «Екатерина», режиссер Максим Иванов). Пришла пора оказаться во власти стихии – в зале «Манеж» разразилась «Гроза. Апокриф» в постановке Евгения Закирова.
Свое видение классической пьесы режиссер обозначил как «мятеж по пьесе Островского», и это очень точное определение. Спектакль похож на горную реку в том месте, где начинаются пороги. Спокойное течение, встречая преграду, взрывается, и со страшным ревом несется, сметая все на своем пути. Персонажи, вроде бы хорошо знакомые со школьных лет, предстают в совершенно ином свете, переворачивая устоявшееся представление о характерах и мотивах поступков. Тем не менее, постановка тяготеет скорее к классическому прочтению, здесь нет модного в сегодняшнем театре «осовременивания» на злобу дня, так что на спектакль можно (и нужно) ходить с подростками.
Евгений Закиров делает забавный экивок в сторону юного зрителя, мгновенно считываемый подрастающим поколением: на сцене школьный класс, где втихаря курят на задней парте и читают Шекспира вместо Островского, а персонажи, поначалу, уж очень напоминают знакомые образы из реальной жизни. Здесь есть злыдня-директриса, «самый красивый мальчик в классе», немного чокнутый профессор, девочка-бунтарка, пьющий трудовик, вечная страдалица и прочие привычные глазу и уму характеры и лица. Но школьная тема все же не превалирует, она – всего лишь один из многочисленных пластов спектакля, вскрывая которые, режиссер стремится дойти до самых потаенных глубин и смыслов.
Все мы знаем ставшее фразеологизмом определение, которое дал главной героине Николай Добролюбов – «луч света в темном царстве». Но свет – не всегда благо, так каков он, этот луч? Холоден ли, горяч ли, ослепляет или утешает? Где источник этого света, и какой энергией он питается? Природу этого явления и пытается понять команда спектакля, и в первую очередь – исполнительница роли Катерины – Александра Лахтюхова.
В своей работе актриса отходит от привычного всем понимания Катерины как однозначно положительного персонажа. Она как будто выходит за рамки хрестоматийного произведения, и, с высоты современной науки, кропотливо анализирует причинно-следственные связи. Что, если… Что, если в душе Катерины вовсе не «тишь да гладь, да божья благодать»? Что, если в ней сражаются темные и светлые начала? Что, если она и есть гроза, сметающая все на своем пути, чтобы мир родился заново? Благодаря этой работе, образ героини получается двойственным, неустойчивым, мятущимся от тени к свету и назад во тьму. Даже о ее любви ничего нельзя сказать определенно: была ли эта любовь, или всего лишь необходимый катализатор взрыва.
Если Катерина ищет какой-то внешний импульс, то Варваре такие сложности ни к чему. Она сама – один сплошной мегатонный взрыв, вот уж у кого действительно черт за плечом. Алина Чернобровкина в этой роли – бешеный эмоциональный вихрь, гонки по вертикали. Она наделила свою Варвару неутолимой жаждой жизни и отсутствием страха перед ней. В ней есть решимость, железная воля и отточенные навыки манипуляции. Ее веселый азарт, пусть и не слишком благопристоен, зато чрезвычайно заразителен. И почему бы ей не быть лучом света в темном царстве трусов и тиранов?
За тиранию в спектакле отвечает Регина Хакимова (Марфа Кабанова). Язык не повернется назвать ее, по привычке, Кабанихой, ведь образ актрисы далек от общепринятого. В этом Калинове, она – первая леди: роскошная красавица, знающая цену всему, и, в первую очередь, себе, голливудская звезда, которую лихим ветром занесло в богом забытый городишко. Немаловажную роль в образе Регины сыграл костюм, созданный художником Марией Бутусовой: глухое черное пальто как скорлупа, разбив которую обнаружишь тончайшие кружева и шелк. Ведь кто знает что, на самом деле, таится в душе Марфы?
Вот и получается на сцене женское царство, три девицы под окном.. Правда, они не прядут, но царицами быть уж точно мечтают, каждая по-своему. Эти три стихии затягивают в свой водоворот остальных персонажей, для каждого из которых режиссер и художник придумали свои особенные тонкости и нюансы, а хореограф Сергей Тонышев разработал индивидуальную пластику героев. Разглядеть их зрителю удастся легко, команда спектакля использует все театральное пространство: зрительский партер, проходы между рядами, галереи, балконы.. Динамика постановки не позволяет отвлечься, здесь нет затянутых монологов и «пустых» сцен, а работа со светом Тараса Михалевского и саунд-дизайн Дмитрия Чадова удачно визуализируют эмоциональный накал.
В финале Катерина возвращается из взрослой жизни к подростковому бунту, берет в руки тесак и в лучших традициях Тарантино избавляет себя и мир от надоевших «одноклассников». Но это еще не конец…