Классическое литературное произведение, знакомый сюжет, неоднозначные характеры и глубокое понимание человеческой психологии. Переплавить текст и драму в гармонию музыки и движений, создать многослойное пространство из декораций и света, заселить его живыми образами и гибкими телами артистов. Так творится магия пластического театра.
Какие факты стоят за магией? Рассказываем главное о спектакле «Воскресение» в Центре театра и кино п/р Никиты Михалкова.
В основе спектакля – одноимённый роман Льва Толстого. Это последний роман писателя, он работал над ним в 1889–1899 годах. Исследователи жизни и творчества Толстого отмечают в образе главного героя автобиографические черты и отражение перемен во взглядах автора. Существует мнение, что роман не был окончен: современники вспоминают, что Толстой вносил в текст существенные правки по ходу публикации и планировал продолжить роман. Книга быстро стала успешной – была восторженно принята современниками и переведена на основные европейские языки. Впоследствии сюжет произведения лёг в основу драматических и оперных театральных постановок, многочисленных кинофильмов. Знаковой отечественной экранизацией стала картина «Воскресение» (1960) режиссёра Михаила Швейцера с Тамарой Сёминой и Евгением Матвеевым в главных ролях.
История спектакля «Воскресение» началась с учебной работы студентов Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова. Экспериментальная постановка была впервые показана под землёй – на платформе станции метро «Кропоткинская», вскоре состоялась официальная премьера в Театральном зале Московского международного Дома музыки. Через некоторое время постановка вошла в репертуар театра Никиты Михалкова.
Автор спектакля – актёр, хореограф и режиссёр Сергей Землянский. В его активе – сотрудничество с екатеринбургским театром «Провинциальные танцы», Студией SounDrama Владимира Панкова, Театром имени Пушкина, Театром имени Ермоловой, Екатеринбургским ТЮЗом, Латвийским национальным театром оперы и балета и другими площадками. В создании спектакля «Воскресение» участвовали постоянные соавторы Землянского – художник-сценограф Максим Обрезков, композитор Павел Акимкин и художник по свету Александр Сиваев. Либретто написал Владимир Моташнев.
Постановка создана в жанре wordless drama, или пластическая драма. Театральная история здесь рассказана без слов – языком пластики, хореографии, мимики и жестов. Здесь тело, заряженное энергией, становится символом, смыслом, знаком – текстом, который зритель читает и интерпретирует. Для этого языка существует специальный термин – «психологический жест». Символы и образы, передаваемые с помощью движения, интуитивно понятны без пояснений и специальной подготовки – даже тем, кто никогда не видел пластических спектаклей. Это удивительная по красоте постановка, в которой гармония каждого звука и движения возведена в абсолют, а безупречный баланс сценических секунд и драматургия пауз создаются отточенной синхронией, выверенным темпоритмом и талантом артистов труппы.
Действие в спектакле воспроизводится не в хронологическом порядке: это обрывки воспоминаний главного героя Дмитрия Нехлюдова, который проживает прошлое через раскаяние, покаяние, молитву, душевное переживание. «“Воскресение” – это спектакль о любви и вере, о предательстве и пороке, о чести и безрассудстве, о человеческой судьбе и её соприкосновении с судьбоносной точкой невозврата», – говорит режиссёр.
Максим Обрезков вспоминает, как появилось художественное решение: «Когда Сергей рассказал мне про свою задумку поставить спектакль “Воскресение”, у меня возникли сразу коридоры людских судеб, которые иногда не пересекаются; мы видим другу друга, но не можем прикоснуться друг к другу, и получается, что проходим мимо. Как поезда, которые друг навстречу другу несутся, но никогда не останавливаются».
Главные герои появляются на сцене в «задвоенном» исполнении: у Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова (Катя Сергеева и Никита Башков) есть пара альтер эго (Нара Сабитова и Александр Ведменский). В воспоминаниях Нехлюдова эта «зеркальная» пара чиста и непорочна, как восторг и трепет первой нежной любви. Цветовое решение использует контраст чёрного и белого, противостояние добра и зла. Дьявольские уголки души, самые тяжёлые и мучительные воспоминания, моменты грехопадения, предательства и трагедии окрашены в чёрный цвет; белый передаёт благородные, возвышенные чувства – надежду, духовный свет и искреннюю веру в человека.
Постановку символически закольцовывает свеча: загораясь, она рассеивает тьму, потухая – сгущает мрак. Как знак вечной памяти, спутник покаянной молитвы, свидетель божественного огня в душе каждого смертного, свеча знаменует собой начало и конец предначертанного пути.