Режиссера Никиту Славича на театральной сцене не застать — он обычно работает с музейными пространствами (например, в Музее театрального искусства) и обыденными локациями (его подкаст «Театр Быта» разворачивает спектакли в магазине, парадной, на набережной и даже в постели зрителя-слушателя). А еще он любит спиритические сеансы и трюки со временем — поэтому в спектакле «12 стульев. фан фикшн» застолье ведет вызванный с того света Остап Бендер, а в «Портрете» путешествие происходит одновременно по экспозиции и по истории театрального музея. В аудиопроменаде «Путь №2», который вышел в приложении StereoStory, эти четыре режиссерские привязанности сплелись в узел — в прямом смысле железнодорожный.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/06/snimok-ekrana-2022-06-09-v-01.56.44-2-1024x682.jpg)
Рамки металлоискателя и проверка багажа на входе, табло, билетные кассы и поезда с настоящими пассажирами… Декорации «Пути №2» — это действующий вокзал. Но не простой, а «Эрмитаж среди вокзалов», первый и старейший работающий вокзал в России — бывший Царскосельский, а ныне Витебский. Благодаря своей невысокой загруженности он сохраняет и интерьеры, и атмосферу Российской Империи, за что любим кинематографистами все мастей: здесь снимали сцены в том числе сцены для «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Вокзала для двоих» и «Брата».
Именно эстетикой и поэтикой кино вдохновляется Славич, непринужденно монтируя источники, традиции и форматы: документы и худлит, сцены из книг и фильмов… Но главное — эпохи. Некогда одно из важнейших и самое современное здание в стране — с продуманной планировкой, металлическим оснащением, устройствами автоматизированной подачи багажа — ныне застыло в полувымышленном безвременьи, наполненное тенями исторических, книжных, киношных персонажей. Ведь давно прошедшее для нас все равно что вымышленное. Или наоборот?
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/06/snimok-ekrana-2022-06-09-v-01.57.00-2-1024x679.jpg)
Дважды оправдывая жанр променада, спектакль легким шагом проходится по ключевым точкам полуторавековой истории вокзала: вот царь у собственного вокзального павильона и личного пути, вот завязка трагедии одной аристократической семьи, а потом госпитальный быт гражданской войны, возвышенные чтения Серебряного века, гулкое эхо Великой Отечественной, позднесоветская интеллигентская маета, пугающая и пьянящая свобода 90-х… И находит в этой панораме место для главного героя — собственного зрителя.
Впрочем, зрителем он остается только первые десять минут. После трогательно сбивчивого интро, в котором режиссер и драматург рассказывают о своем волнении и подготовке спектакля, а также предупреждают, что вся их работа — это чистой воды манипуляция, человек в наушниках проходит через рамку металлоискателя как сквозь портал — и сам становится режиссером, вольным манипулировать действительностью как ему угодно.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/06/snimok-ekrana-2022-06-09-v-01.57.13-1-1024x681.jpg)
Помреж-невидимка тут как тут: показывает, как обращаться с самой совершенной на свете камерой и дает ценные советы по выстраиванию кадра и подбору актеров. Все это остроумно и легко как детская игра — и тем проще представить себя ребенком, готовым к шалостям, что вкрадчивые голоса в ушах создают ощущение нереальности происходящего, мягко и ласково проникая под кожу. Они предлагают пройти, остановиться, сесть, вздохнуть, моргнуть, потрогать, услышать — в общем ощутить свое тело здесь и сейчас. А потом — придумать, представить, вообразить…
В какой-то момент волшебство, которое из искры раздувают внутри невидимые попутчики, выплескивается наружу и захлестывает реальность. И как во сне себя чувствуешь, когда на втором этаже режимного объекта с толпой суровых охранников за закрытой, но не запертой дверью находишь огромный и совершенно пустой зал ожидания первого класса с мутными старинными зеркалами, загадочными маскаронами на стенах и рестораном, где Ахматова когда-то читала свои стихи. Вход в ресторан много лет загорожен, и сконцентрированное время вздрагивает в его залитом светом пространстве в такт женскому голосу в наушниках.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/06/snimok-ekrana-2022-06-09-v-01.57.50-1024x683.jpg)
А дальше становится совсем легко пригласить на роль реальную кассиршу и даже самому сыграть центрального персонажа — был бы правильный саундтрек.
Так место пересечения противоположностей: вокзал-музей, пространство, которое равноправно делят царица, кухарка и поэтесса, Анна Каренина и советская официантка Вера, Шерлок Холмс и Данила Багров, где вымысел смешивается с реальностью, а прошлое — с настоящим, оказывается идеальной декорацией, чтобы превратить в произведение искусства собственную жизнь. И почувствовать при этом собственное авторство, свою режиссерскую волю. В мире, который делает слишком много, чтобы эту волю у тебя отнять, такой опыт куда важнее, чем прогулка по красивому месту или экскурс в родную историю.