29 июня в Центре драматургии и режиссуры состоялась премьера спектакля «Следующим номером…» – самостоятельной работы Данилы и Павла Рассомахиных в качестве авторов, режиссеров и исполнителей главных ролей.
Спектакль переносит зрителя в 70-е, в ту эпоху, когда советские артисты цирка и эстрады давали представления без декораций, костюмов и спецэффектов, собирая целые стадионы благодаря одной лишь силе своего таланта. Главные герои спектакля – люди из разных миров. Алексей Сазонов – обычный скромный бухгалтер, Александр Теплов – звезда цирка, гениальный клоун. У каждого есть мечта, вполне осуществимая с точки зрения современного человека, но почти недостижимая пятьдесят лет назад. Алексей мечтает работать инженером, но его талант натыкается на закостенелых «динозавров», вросших в начальственные кресла и не собирающихся их покидать. Александр мечтает попасть на международный конкурс цирковых артистов в Монте-Карло, но простая анонимка легко перечеркивает его мечту. Эти люди, вероятно, никогда бы не встретились, если бы не поразительное внешнее сходство, которое стало предметом подшучиваний бухгалтерской братии. Алексей отправляется в цирк, где и знакомится со своим двойником, у которого, к несчастью, тут же возникает план собственного спасения.
Начавшись, согласно законам жанра, с конферанса, спектакль наполняется эстрадно-цирковыми номерами, гармонично встроенными в сюжетную линию. Здесь и акробатика, и клоунада, вокальные и танцевальные этюды, и много чего еще, создающего неповторимую атмосферу радостной легкости, какой-то особенной «детскости», в поисках которой взрослые люди, собственно, и приходят в цирк. Стоит особенно отметить, что погружая зрителя в 70-е, с их несвободой, безденежьем и невозможностью осуществления личных желаний, Данила и Павел Рассомахины не ставят знак минус. Несмотря на действительно печальные истории главных героев, спектакль не оставляет тягостного впечатления, напротив, вызывает щемящее чувство нежности к этим прекраснодушным недотепам из далекой несуществующей страны.
Главный недотепа – Леша Сазонов (Данила Рассомахин) – собирательный образ из старого-доброго советского кино. Немножко Фарятьев, в чем-то Порываев, где-то Новосельцев (список можно продолжать бесконечно), Леша – герой своего времени: добрый, застенчивый, талантливый, но абсолютно «непробивной» человек, чьи мечты так и останутся мечтами. Только такой человек мог «влипнуть» в историю, бросить все свои дела (а это, ни много ни мало, свадьба), чтобы помочь первому встречному.
Его антагонист – Саша Теплов (Павел Рассомахин) – ограничен только внешними обстоятельствами времени и места, но внутренне свободен от всего, в том числе и от моральных принципов. На пути к мечте он готов к любым жертвам, даже если они – совершенно случайные люди. Ни секунды не сомневаясь в себе, он хочет покорить весь мир. Его талант настолько огромен, что не помещается внутри и существует отдельно (блестящая идея и великолепное исполнение). Талант Теплова играет Григорий Спиридонов, отличающийся внушительным ростом, поэтому «великий талант» велик и в прямом смысле. Словно рыцарь печального образа, Талант следует за своим хозяином, обреченно глядя на то, какими способами Саша Теплов прорывается к славе.
Риторический, но неизменно актуальный вопрос почему в одинаковых условиях вырастают совершенные противоположности, не то чтобы выходит на первый план, но все же витает в воздухе, и не только он один. Авторы наполнили историю множеством вневременных болевых точек, но сделали это мягко, без нажима, правильно распределив эти точки в пространстве спектакля. Так же, как в уже упомянутом старом-добром советском кинематографе, к больным местам прикладывают музыкальные «компрессы» из репертуара того времени, а песня, как мы знаем, помогает не только строить и жить, но и переживать душевные потрясения.
Вы загрустили? Не спешите, поначалу история с «человекозамещением» (как в фильме «Приключения Электроника») действительно смешная, одна только схватка Леши Сазонова с раскладушкой чего стоит. Курьезные сцены, забавные персонажи (а иногда и их костюмы), прекрасный, полный доброго юмора, текст – все это поклон ушедшей эпохе, а главное – людям, не перестававшим мечтать несмотря ни на что. Как говорил Жванецкий: «Юмор – это спасение. А слезы – это жизнь. Потому смех сквозь слезы – наше самое главное достижение за все годы существования». Кстати, Жванецкий в спектакле тоже есть…