Существует особая категория актёров – беспокойные художники. Помимо технического мастерства в них живёт многоликое содержание, которое они переплавляют в роли. Эти актёры реанимируют любой спектакль, в их игре нет искусственной театральности, а только – простая, подлинная, привычная нам правда жизни. Таким актёром является Борис Леонидович Дьяченко, который 16 августа отмечает 70-летний юбилей.
Актёрский диапазон позволяет ему воплощать множество характерных ролей, в которых всегда обнаруживается острая трактовка и точный рисунок. Играет лирично, широко, с обаянием, когда того требуется добавляет самоиронии или патетического волнения. Всегда разный.
Дьяченко работал с ведущими режиссёрами – Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Романом Виктюком, Галиной Волчек, Романом Козаком – спектакли которых вошли в сокровищницу театральной летописи. С 2001 года Дьяченко актёр театра имени А.С. Пушкина, параллельно задействован в постановках Леонида Трушкина в Театре Антона Чехова, снимается в кино и преподаёт в школе-студии МХАТ.
Одной из недавних работ Дьяченко стала роль Шамраева в спектакле Дмитрия Крымова «Костик» (по мотивам чеховской «Чайки»). В растянутом пиджаке и штанах с генеральскими лампасами Шамраев-Дьяченко смешон и страшен. В пьесе о персонаже отзываются так: «Невыносимый человек! Деспот!» И вправду, он грубо выталкивает безрукого Костика, а во время длинного монолога застреливает (как бы невзначай) собаку и кажется, так же легко может лишить жизни человека. Актёру удаётся разглядеть духовную мелкость Шамраева, которого жалеешь не потому, что он обыватель, а за его трогательное желания казаться сильным и умным, способным философствовать, хотя на самом деле он бессмысленно проводит «…всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорит и слушает разный вздор…» Речь уверенная, но до невозможности путанная, жесты резкие, как бы отгораживающие его от других, а конфузный порыв перекреститься у трупа Костика больше похож на желание развеять мираж. Шамраев безнадёжен, хотя и ощущается в нём внутренний мятеж, и когда с глупой улыбкой пританцовывает в такт песенки Аркадиной, и когда отрешённо слушает «Une vie d’amour». Большую часть действия герой пассивно созидает, но его немота оттеняет образ одинокого человека, отгородившегося от мира, «человека в футляре».
Стоит подчеркнуть, что Борису Дьяченко абсолютно с одинаковым успехом удаётся быть органичным в любом жанре, особенно, если речь идёт о смежных формах. В комедии Леонида Трушкина «Ужин с дураком» актёр играет много лет. Его партнёрами были Олег Басилашвили, Геннадий Хазанов, Анатолий Равикович, сегодня – он работает в дуэте с Фёдором Добронравовым. Пьер-Дьяченко наотмашь сыплет словами, эмоционально и густо, чтобы выглядеть на контрасте рядом с бесхребетным Франсуа-дураком. А в финале актёр открывает своего героя, как заржавевшую консервную банку со скрежетом, болезненно, с надломом. На фоне пустого, безжизненного пространства гостиной, которая в начале спектакля была богато обставлена дабы кичиться перед гостями, Пьер выглядит обречённо, как приговорённый к смертной казни. Захлёбывающаяся интонация неврастеника сменяется на спокойную вдумчивую речь.
Отличается тип поведения у другого дельца, господина Реми из «Ложных признаний» Театра им. А.С. Пушкина (режиссёр Евгений Писарев). Реми-Дьяченко аккуратно ведёт голосовой ритм, как бы заговаривая многослойное пространство сцены, где всё подвижно, непрочно, зыбко. Не изменяя ровной деловитой интонации, герой говорит то с канцелярской улыбкой, впиваясь глазами в богатую вдову, то по-отечески подначивая племянника. При всей сухости речей, Дьяченко удаётся действия и оценки Реми исполнять с тонко намеченным зазором между словом и мыслью, желанием и расчётом. Без этого персонажа спектакль утратил бы прециозность и необходимую ироничность.
В пьесах современных и классических, русских и зарубежных для Дьяченко важен прежде всего человек. То ли через психологический корень, то ли через метафорические приёмы или даже гротеск рождаются герои – они всегда точные, ёмкие, глубокие, живые, интересные.
Для любого характера актёр найдёт своё прочтение, отдаваясь работе со всей добросовестностью, честностью, не забывая о шарме, красоте, внутреннем пульсе мысли. И каждый раз выходя на сцену доказывает, что настоящее искусство обладает силой, способной поднять с колен потерявшего надежду человека, спасти жизнь, а значит и целый мир.
Пусть этот творческий путь будет долгим, увенчанным заслуженным вниманием и неумолкающими аплодисментами!