Там, где клён шумит… Спектакль «Человек из Подольска», Театр Чё

Предполагал ли Дмитрий Данилов, отправляя свою дебютную пьесу на конкурс драматургии «Ремарка», что абсурдная история жителя одного из подмосковных городов обретет невиданную популярность? Все жители Подольска, вероятно, не поминали всуе имя своего города столько раз, сколько это сделала вся театральная общественность России и ближайшего зарубежья за последние шесть лет. Пьеса поставлена не один, не два, и даже не двадцать раз, а в 2020-м режиссер Семен Серзин выпустил киноверсию с одноименным названием.

Секрет популярности пьесы «Человек из Подольска» в ее простоте. Главный герой – самый обычный великовозрастный нытик, которому хорошо только «там, где нас нет». Абсурдная ситуация, в которую он попадает благодаря доблестным полицейским, для любого россиянина не очень-то и абсурдна, мы обладаем завидной фантазией и способностью ничему не удивляться. Так что вопросы «что вы видите из окна по дороге на работу» или «назовите численность населения Подольска», произнесенные представителем правоохранительных органов, могут поставить в тупик разве что от незнания, но уж точно не от удивления.

Фото: Анна Смолякова

Сам Дмитрий Данилов говорит, что «Человек из Подольска» о том, «как мы видим (или, скорее, не видим) окружающую нас реальность». То же можно сказать и о многочисленных постановках. В зависимости от мироощущения участников, спектакли могут быть радостными и унылыми, жестокими и веселыми, нудными и буйными… В Театре Чё режиссер Евгений Балтин и актеры Алексей Нечепуренко, Евгений Бадамшин, Ксения Бевзова и Даниил Богданов, к счастью, предпочли сыграть легкую, смешную, музыкальную, но при этом не потерявшую своих смыслов историю.

Фото: Анна Смолякова

Полицейский участок вовсе не напоминает страшный каземат, напротив – вполне уютное помещение с теплым светом. Злые полицейские, задержавшие ни в чем не повинного гражданина, оказываются таковыми только на первый взгляд (обмундирование обязывает). На самом деле, они довольно милые ребята, по-домашнему распивающие чаи и рассуждающие о постмодернистских произведениях Владимира Сорокина или о феномене Малевича. И цель у них благая – расшевелить серую массу под названием Фролов Николай Степанович (Даниил Богданов), чтобы из нее показалось хоть что-то человеческое. 

Фото: Анна Смолякова

Методы «шевеления», конечно, странноватые, но тоже не страшные: спели, сплясали, поговорили. Алексей Нечепуренко и Евгений Балтин хорошо удерживают баланс между образами реальных полицейских (которые, будем честными, представляются нам недалекими и агрессивными) и служителей закона светлого будущего, искренне переживающими за каждого человека. А «госпожа капитан» (Ксения Бевзова) и вовсе сочетает в себе все оттенки воспитательного процесса: от строгой и терпеливой учительницы до роскошной женщины-вамп, ради которой можно не только гимн Подольска выучить.

Фото: Анна Смолякова

Пример успешности нетрадиционных методов воспитания – человек из Мытищ (Евгений Бадамшин) – самый забавный и трогательный персонаж этой истории. Эдакий «домовой» полицейского участка, который уже и все выучил, и успел влюбиться в «госпожу капитана», но почему-то все еще обитает в клетке, с грустью глядя на происходящее (с перерывами на пение и чаепитие). Вся эта компания неуловимо напоминает семью. Да, немного странную и буйную, но состоящую из людей явно небезразличных друг другу. Благодаря этому ощущению, спектакль оставляет только теплые, легкие и приятные воспоминания (и засевшие в голове мелодии).

Фото: Анна Смолякова

«Человек из Подольска» живет в камерных пространствах, и зрители оказываются непосредственными участниками (а в контексте пьесы – свидетелями) необычного допроса. Но, оказавшись в условном полицейском участке, не стоит пугаться – вам не придется судорожно вспоминать цвет стен в подъезде или цитировать гимн Москвы. Все эти каверзные вопросы достанутся «главному подозреваемому» в равнодушии к собственной жизни. Публика, в свою очередь, может задать любые, не менее каверзные, вопросы режиссеру после спектакля.

URL List