Приключения свиты Воланда в Москве. Спектакль «Мастер и Маргарита», театр «Булгаковский дом»

Загадочный, таинственный, мистический, имеющий множество воплощений на театральной сцене и в кино, овеянный слухами, суевериями и легендами… Это всё о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И нет лучше места для погружения в его сюжет, чем музей-театр «Булгаковский дом», расположенный в доме № 10 на Большой Садовой в нескольких минутах ходьбы от Патриарших прудов, где несколько лет жил сам Булгаков и где разыгрались главные сцены его романа. От надписи на входной двери «С котами нельзя» до многочисленных изображений кота Берлиоза – в интерьере театра всё напоминает о героях и эпизодах из «Мастера и Маргариты».

Источник фото: сайт театра

Постановка по мотивам романа, которая идёт в стенах «Булгаковского дома», уже стала легендой театральной Москвы. Свой спектакль режиссёр Сергей Алдонин поставил более 20 лет назад, включив в инсценировку фрагменты из черновиков романа. «Мастер и Маргарита» Алдонина сменила несколько площадок, объехала с гастролями множество городов. Менялись актёрские составы, менялись (и меняются) некоторые сцены. Спектакль переносит зрителя в путешествие по булгаковской Москве, но в то же время не даёт оторваться от суровой реальности наших дней.

Источник фото: сайт театра

Постановка выделяется тем, что история любви Мастера и Маргариты и суета вокруг написанного Мастером романа уходят на второй план, создавая фон для приключений свиты Воланда в Москве. Эта компания – главный герой спектакля. Шутить, куролесить, рассказывать диковинные истории, выступать в варьете, перевоплощаться в милиционеров и врачей психиатрической больницы, занимать чужую жилплощадь, подтрунивать над незваными гостями, восхищаться и ужасаться поступками людей и делать много чего ещё эта шайка может бесконечно.

Источник фото: сайт театра

На протяжении всего действия есть ощущение, что свита находится везде и сразу одновременно. Время от времени, наблюдая за её беснованиями, возникает ощущение присутствия на ярмарке в балагане. Точнее, она превращает в балаган всё – от осмотра врача пациентом до поминок, стирая границы скоротечного и вечного, нормального и ненормального, обнажая абсурдность правил, границ и рамок, в которые загоняет себя человечество.

Образ вечной жизни и богатого опыта Воланда и Ко подчёркивается не только заявлениями о визите инкогнито в Ершалаим, но и шутками, например, про «Крым наш», несостоявшийся в этом году отпуск или тесты на COVID. Вообще, в спектакле много моментов, где просто можно от души посмеяться над нашей жизнью (да простят постановочную группу ценители текста Булгакова, ведь он изрядно переписан).

Источник фото: сайт театра

Ещё одной особенностью спектакля является виртуозное использование пространства театра. В полуподвальном помещении, где расположен зрительный зал, есть небольшие окна и выход на улицу. Здесь идеальное место для отправки Лиходеева в Ялту (то бишь на улицу) или появления Мастера в палате Ивана Бездомного (приходит он через окно). И сцена первой встречи двух литераторов в палате – одна из самых сильных в спектакле. Герои буквально висят на подоконниках и искренне передают трепет и волнение двух родственных душ, случайно оказавшихся в одном месте по одной и той же причине.

Источник фото: сайт театра

Конечно, есть в спектакле и беседа на Патриарших, и полёт Маргариты, и широко известные цитаты из романа, и многое другое, без чего сложно представить себе воплощение нетленного литературного произведения. Каждый показ – событие уникальное. Ведь исполнителей большинства ролей несколько, а наша жизнь так переменчива, что неизвестно, о чём метко пошутят в следующий раз герои спектакля.