Итальянская комедия масок в цыганском театре. Премьера спектакля «Слуга двух господ», театр «Ромэн»

В московском театре «Ромэн» все делается с душой. Режиссер Николай Лекарев-младший так и сказал на премьере спектакля «Слуга двух господ» 6 октября: «Мы от всей души хотим показать зрителям, что мы можем быть разными!». Молодой режиссер, для которого это третья самостоятельная постановка на сцене «Ромэна», отвечает в театре за новаторство. В своих работах Николай старается найти неизведанные тропки, выйти за рамки традиционных цыганских жанров, привнести в особую романсовую эстетику современные музыкальные ритмы, привлечь в зал зрителей разных поколений.

Удивительно, что цыганский театр до сих пор не обращался к комедии дель арте – жанру, который так и просится на его подмостки. Цветистость, музыкальность, балаганность уличного итальянского театра так близки по духу вольнодышащей культуре кочевого народа! Не исключено, что фантазийное переплетение двух культурологических уникальностей могло бы дать интересный эффект, но режиссер решил соблюсти чистоту жанра и не смешивать традиционную итальянскую комедию импровизаций ни с какими другими художественными стилями и национальными особенностями цыганской самобытности.

«Мне не хотелось разбавлять спектакль цыганскими песнями, танцем, всем тем, что обычно можно увидеть на нашей сцене. В этом смысле я оставил актеров «голыми», предложив им исключительно драматические роли» – сказал Николай Лекарев.

Источник фото: сайт театра

Эксперимент оказался интересным. Многие звезды «Ромэна» открыли зрителю совершенно иные грани своего таланта. Они проявили себя, как характерные артисты, точно чувствующие стилистику комедии масок, в которой можно позволить себе «нажать» на игровую составляющую с допустимым перебором эмоций, мимики и жеста.

«Слуга двух господ» Карло Гольдони – самый известный и самый яркий образец жанра. В нем присутствует традиционный северный или венецианский квартет мужских и дуэт женских масок: Панталоне (Александр Рубенчик), Доктор Ломбарди (Андрей Жемчужный), Бригелла (Жан Соломоденко), Арлекин-Труффальдино (Сергей Богданов), Изабелла-Клариче (Луиза Аббасова) и Коломбина-Смеральдина (Патрина Шаркози). Без влюбленной парочки, двигающей сюжет, в комедии дель арте тоже никак не обойтись. Главными управителями страстного развития действия в «Слуге двух господ» стали Беатриче Распони (Анжела Лекарева) и Флориндо Аретузо (Сергей Сураков).

Роль Труффальдино из Бергамо досталась самому юному актеру театра «Ромэн» Сергею Богданову, глядя на которого невозможно не вспомнить об итальянском проказнике. Шустрый малый с ложкой наперевес (как известно, главной задачей для себя герой считал вовремя и вкусно поесть) перекатывается по сцене, как ртутный шарик, устраивая путаницу, выворачиваясь из самых нелепых ситуаций, устроенных им же самим. Комедия дель арте – это подлинный игровой рай для актера, который может позволить себе быть ярко характерным, без полутонов и излишнего психологизма. Сергей Богданов в этом спектакле имеет возможность маленькой презентации самого себя и делает это радостно, откровенно и максимально эмоционально.

Источник фото: сайт театра

Для многих актеров театра «Слуга двух господ» становится практически бенефисом, шансом выйти за рамки привычного амплуа и показать свои драматические способности. Анжела Лекарева, героине которой пришлось изображать мужчину и носить мужское платье, показала превосходный игровой потенциал в исключительно драматических обстоятельствах на сцене.

С точно вымеренной долей жеманности и хитрости выстраивают образы своих героинь Луиза Аббасова и Патрина Шаркози.

Жених Клариче Сильвио (Стэфэн Джелакаев) запоминается особенной характерностью персонажа: его герой ходит по сцене, как заводная кукла, постоянно впадая в длительную задумчивость. Только рядом со своей возлюбленной он преображается, становясь живым и велеречивым. На пресс-конференции режиссеру не удалось избежать вопроса о странном поведении красавца Сильвио, и Николай Лекарев признался, что под этим шутливым образом скрывается реальное лицо, истинное имя которого артисты предпочли оставить в тайне.

Источник фото: сайт театра

Динамичному спектаклю немного не хватило оригинального музыкального ряда, что особенно востребовано после неизбежного сравнения постановки со знаменитым фильмом 1976 года «Труффальдино из Бергамо», побаловавшим зрителей пронзительным саундтреком Александра Колкера.

Во всем остальном, от правильных в рамках комедии дель арте костюмов и декораций до забавного дизайна программки, новая работа является абсолютной классикой жанра и очередным смелым экспериментом на базе национального театра.

URL List