Мюзикл «Обыкновенное чудо» в ТЮЗе им. Брянцева: сказка на новый лад

Ни одни новогодние каникулы в России не обходятся без показа по ТВ фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Сказка по пьесе Евгения Шварца околдовала сердца зрителей яркими неоднозначными персонажами, выразительными репликами и узнаваемыми песнями от композитора Геннадия Гладкова и поэта Юлия Кима вроде «Песни волшебника» и «Куплетов администратора».

фото Юлии Губиной

Однако вся эта народная любовь не помогла снискать популярность мюзиклу «Обыкновенное чудо» режиссёра Ивана Поповски, который в 2010 году вышел в московском Театральном центре на Дубровке. Несмотря на два десятка новых музыкальных композиций от Гладкова и Кима, именитых артистов в составе, масштабные движущиеся декорации, постановка прожила на сцене всего полгода. 

И только в этом году на афиши вдруг вернулось сочетание слов «мюзикл» и «Обыкновенное чудо». Правда не в Москве, а в Петербурге, где в ТЮЗе имени Брянцева режиссер Алексей Франдетти дал второй шанс музыкальной версии любимой сказки, немного сместив акценты в содержании произведения и значительно изменив его визуальную подачу и атмосферу в сторону мрачной феерии.  

фото Михаила Вильчука

Знакомая сюжетная канва осталась практически без изменений, но вот образы героев точно приобрели иной, более гротескный характер. Волшебник (Иван Ожогин) в щегольском длинном пальто и с тонкими усиками напоминает хитрого фокусника с очередным сюрпризом в рукаве или кармане. В паре с этим вечным ребенком, который просто не может удержаться от очередного взмаха волшебной палочкой — строгая и немного усталая Хозяйка (Мария Матвеенко) в закрытом платье и учительских очках. 

Взаимоотношения двух таких разных супругов и их любовь к друг другу — важнейшая сюжетная линия. Ведь всё происходящее на сцене — это сказка, которую муж рассказывает своей жене, пытаясь напомнить ей и себе, что для настоящей любви нужна смелость принимать партнёра таким, какой он есть, и с той судьбой, что ему уготована.

фото Стаса Левшина

Так на пороге их усадьбы появляется Медведь (Иван Коряковский) — одна из жертв спонтанных заклинаний Волшебника. Тот когда-то обратил лесного зверя в человека — и получился сумрачный и гордый юноша в грубом шерстяном свитере и тяжёлой обуви, находящийся в нервном ожидании возвращения в облик животного. Осуществить это превращение может только поцелуй влюбленной принцессы. 

Поэтому волей Волшебника в дом стучится Король (Алексей Титков). Его Величество отличается своенравным характером и стремится переложить ответственность за все свои грехи на предков или, в крайнем случае, на многочисленную свиту. И не стесняется отрываться на сцене. В общем, он этакая капризная рок-звезда. А его дочка (Юлия Дякина) в плиссированной юбке и круглых очках больше похожа на наивную школьницу, чем на Принцессу, и это добавляет её персонажу трогательности.

фото Михаила Вильчука

Роскошно разодетая королевская свита, разумеется, не обходится без Первого министра (Виктор Коротич) в образе, определенно вдохновленным Чарли Чаплином, щеголеватого и наглого до безобразия Министра-администратора (Кузьма Стомаченко) и очаровательной  эмоциональной дамы Эмилии (Нонна Гришаева). Позже на сцене появляются горестный Трактирщик (Владимир Чернышов) и бравый, а точнее отчаянно бравирующий Охотник (Денис Гильманов), и история динамично раскручивается до финала.

фото Юлии Губиной

Волшебства, которого ждёшь от сказки, истории добавляют не только многочисленные эффекты вроде дыма, скрытых люков в полу или видеопроекций, но и ловкость рук артистов. Недаром в списке участников проекта отдельно указан специалист по фокусам Валентин Соколов. Благодаря его работе Волшебник начинает представление с череды изящных трюков с платками и розами, приводя в действие магию сцены. Большую её часть занимает масштабная белая лестница, которую магия — а ещё освещение, движение и немного реквизита превращают то в усадьбу Волшебника, то в гостиницу Трактирщика, то в жилище Короля. В моменты перемещений между локациями на сцену опускаются массивные колонны и гудящий паровозик отправляется вдоль кромки, превращая её в вокзальную платформу. 

фото Юлии Губиной

Такой удачный баланс привычного и нового делает мюзикл «Обыкновенное чудо» от Франдетти универсальной постановкой для самой широкой аудитории. С одной стороны, зрители, знающие пьесу Шварца и фильм Захарова, получат удовольствие от возвращения к полюбившимся героям и песням, и с готовностью посмеются на культовых сценах, вроде флирта Министра-администратора с Хозяйкой. С другой, спектакль прекрасно работает как самостоятельное произведение со своей философией и оригинальной эстетикой, поэтому зачаровать и очаровать молодую публику ему не составит труда. 

URL List