«Рыжая волшебница» – это спектакль-шкатулка…» Интервью с Алексеем Чернышёвым

Премьера детского спектакля «Рыжая волшебница» состоялась на сцене «Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова». Историю юной храброй колдуньи поставил режиссёр Алексей Николаевич Чернышёв, который много лет успешно выпускает детские спектакли, а также сам играет на сцене (на его счету более 50 ролей на сцене Саратовского ТЮЗа, а сейчас он – актёр московского театра «Около»).
О спектакле «Рыжая волшебница», о постановочной команде и занятых артистах, о взаимодействии с детьми-актёрами и детьми-зрителями, об учёбе у Юрия Николаевича Погребничко и его театре «Около» Алексей Николаевич рассказал нам в интервью.

Фото: Анна Смолякова

Алексей Николаевич, поздравляем вас премьерой волшебного спектакля «Рыжая волшебница» на сцене Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Вы не первый год занимаетесь режиссурой, но ставите детские спектакли. Чем вас привлекает работа именно на детскую аудиторию?

У меня трое детей, и я стараюсь ставить для них. Например, «Рыжую волшебницу» я поставил для младшего сына, ему восемь лет. Сверхзадача – чтобы он пришёл на спектакль, и он ему показалось нескучным, потому что человек избалован театром.

Как вы нашли пьесу «Рыжая волшебница»?

Пьесу специально для Центра театра и кино написала прекрасный человек и драматург Анастасия Колесникова. Она придумала эту историю, а воплощали её на сцене мы нашей многочисленной командой: музыку написал Андрей Зверев, хореографом выступила Мария Качалкова, художник – Марина Ивашкова, вокал – Ирина Левина, художник по свету – Евгений Ганзбург. Стейдж-менеджер Татьяна Пицик, с которой я всегда выпускаю спектакли, тоже работает здесь, помогает с координацией процесса. Ведь «Рыжая волшебница» – это спектакль-шкатулка, которая открывается-открывается-открывается, и всё должно работать чётко, как часы.

Фото: Мария Никифорова

Какую главную мысль вы, как режиссёр, заложили в свой спектакль?

Любовь победит! И, конечно, каждый человек должен понимать, кто он, откуда он пришёл, куда мы уйдём. Ведь неизвестно, куда потечёт река времени, насколько длинная наша жизнь, а все ушедшие за нами наблюдают. И смерти нет.

Часто главные герои – очень положительные персонажи. У вас же в спектакле волшебница Ульяна поначалу дерзкая, диковатая.

Да, она у нас маленькая разбойница, колкая, угловатая, злая, с ножом… Но на протяжении спектакля она трансформируется, постепенно понимая, как раз, кто она. Осознавая это, приобретая жизненный опыт, она становится совсем другим человеком.

В вашем спектакле много мультимедийных технологий, а дети сейчас с ранних лет знакомы с гаджетами, их окружает техника. Не кажется ли вам, что в театре от этого можно отдохнуть?

«Рыжая волшебница» – это сказка, и она предполагает много превращений. Действие многопланово, мультимедийность только обогащает спектакль. Ещё бы запаха добавить и был бы эффект 3D, эффект присутствия (смеётся). Детский театр должен быть визуально ярким. К мультимедийности мы добавляем театральной магии: различные трюки, полёты героев. И взрослым очень нравятся эти эффекты, у нас спектакль для всей семьи.

Фото: Мария Никифорова

Как вы считаете дети-зрители более требовательны, чем взрослые?

Я не делаю разницы между взрослым и ребёнком. Я думаю, что с детьми не нужно миндальничать и сюсюкать, нужно разговаривать на равных, не должно быть заигрывания. Я не люблю, когда взрослые тётеньки играют маленьких мальчиков, институт травести устарел давно. Дети должны отождествлять себя с персонажем, поэтому на сцене должен быть молодой человек, а не взрослая тётенька.

В работе с детьми-актёрами тоже относитесь к ним как взрослым?

Конечно, у нас тренинг и муштра, жёсткая дисциплина, как в спорте. Самое главное, дети должны научиться вниманию и соблюдать технику безопасности, сцена – это серьёзный механизм, где есть и выезжающие декорации, и вращающийся круг, и множество других приборов.

Есть дети-актёры, с которыми я работаю уже много лет. Например, роль главной героини в «Рыжей волшебнице» исполняет Софья Селезнёва. Сейчас ей 19 лет, а я её знаю с трёх лет. Она у меня играла в мюзиклах «Винни-Пух» и «Алиса в стране чудес» (в Саратовской государственной филармонии им. А.Г. Шнитке – прим. ред.), сейчас она приглашённая звезда здесь в Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Она искренняя, честная, обаятельная.

Фото: Мария Никифорова

Но в спектакле несколько составов. Как у вас проходил кастинг?

Да, у нас есть ещё три девочки, которые играют главную роль. Также на роли Тимофея у нас три актёра, и в течение ближайшего месяца каждый из составов выйдет на сцену. В детских спектаклях обязательно должно быть несколько составов, потому что дети иногда болеют, иногда заняты в школе или уезжают на каникулы, а спектакль должен продолжаться.

А что касается кастинга, у нас всё начинается с любви: мы берём только хороших людей. Я тут один с плохим характером (смеётся). На самом деле, первые десять дней после набора Маша Качалкова проводит тренинг, тут мы знакомимся и понимаем, подходит ли нам человек, а затем приступаем к репетициям.

Вернемся немного в прошлое. Вы уроженец города Саратова – родины великого актёра Олега Табакова. Не это ли обстоятельство привело вас в актёрскую, а затем в режиссёрскую профессии?

Нет. Но, Саратов – это действительно кузница кадров. Как говорил, как раз, Табаков: «Чтобы покорить Москву нужно иметь либо большие деньги, либо быть из Саратова» (смеётся). И у нас в «Рыжей волшебнице» много артистов из Саратова. Это исполнители роли богатого горожанина Никиты Золотаря – Саша Кузьмин (он работает сейчас в Театре Олега Табакова) и Павел Ильин. Как я уже сказал, исполнительница главной роли Соня Селезнёва тоже из Саратова. Игорь Хрипунов (актёр МХТ им. А.П. Чехова), который озвучивал дракона в нашем спектакле, тоже из Саратова. Не подумайте, что у нас здесь семейственность. Просто, когда знаешь человека и то, как он работает, не раздумывая приглашаешь.

А городу Саратову я очень благодарен, я там много играл в театре, работал с разными режиссёрами и разными школами, много ездил на гастроли. Нужно же сначала в профессии актёра состояться, а потом идти в режиссуру. Потому что, как ты будешь объяснять актёру, что нужно сыграть, если в этом ничего не понимаешь? Режиссёр должен понимать логику поведения персонажа.

Фото: Мария Никифорова

Во время работы в Саратовском ТЮЗе вам посчастливилось быть ассистентом режиссёра на постановках иностранцев Ли Бруера (США) и Маттиаса Лангхоффа (Франция). Как это получилось?

Совершенно случайно. Я играл в их спектаклях, и в определённый момент меня попросили помочь, это незабываемый опыт работы с мировыми легендами. Ли Бруер, неоднократный обладатель театральной премии Obie, ставил в Саратове «Проклятье голодающего класса» Сэма Шепарда, он был очень фантасмагоричный режиссёр, придумывал что-то невероятное, такое не забыть.

А позже Маттиас Лангхофф репетировал у нас спектакль «Софокл. Эдип, тиран» Хайнера Мюллера и назначил меня на роль Тиресия. Когда я ассистировал ему на репетициях, я за детей отвечал, с ними репетировал. Мы с Маттиасом до сих пор переписываемся, он потрясающий человек. Он на коленке у Чарли Чаплина воспитывался, знал Бертольда Брехта и ещё кучу знаменитостей. Весь мир практически через одно рукопожатие!

Там в Саратове вы были руководителем Студии им. О.П. Табакова при Саратовском ТЮЗе, а до этого главным режиссёром «Детского театрально-концертного учреждения». Как вам роль руководителя? Не мешают ли административные обязанности творчеству?

Меня окружали прекрасные люди, они оградили меня от лишней суеты, и сказали мне: «Твори!» Конечно, приходилось уделять некоторое время бумажной работе, какие-то подписи на документах ставить, но в творчестве мне давали зелёный свет. До сих пор многие выпущенные там спектакли идут с аншлагом.

Что касается периода, когда я был главным режиссёром детского театра, там всё сложилось удивительным образом. В это время я учился в московском Театральном институте им. Б. Щукина на курсе Юрия Николаевича Погребничко, и поскольку у меня был свой театр, у меня была возможность сразу пробовать на практике то, что мы изучали. Я поднабил там руку, и сейчас Погребничко, несмотря на то, что я работаю актёром в его театре, отпускает заниматься режиссурой, он понимает, как это необходимо.

Фото: Мария Никифорова

Почему вы пошли учиться режиссуре именно к Погребничко?

Судьба! Когда-то давно болгарский режиссёр Борислав Чакринов приехал ставить в Саратов «Питера Пэна», и рассказывал, что в Москве есть авторский театр Юрия Николаевича Погребничко, и «это лучшее, что есть в Москве». Позже мой друг актёр Дима Куличков поделился, что он сходил на «Трёх сестёр» в театр «Около» и остался под большим впечатлением. Потом я сам попал на спектакль Погребничко и со мной случился катарсис. Я потерялся! Там про меня играют, всё мне было адресовано.

Юрий Николаевич – удивительный человек, и я благодарен судьбе за то, что работаю в театре «Около». Как говорит наш кастинг-директор, Погребничко – последний волшебник столетия. Он создаёт из ничего новое, но, по его мнению, режиссуре нельзя научиться, её можно достичь путём рукоположения. А на вопрос, для чего наш театр, он отвечает: «Улучшать социальную экологию». Я стремился своим спектаклем «Рыжая волшебница» улучшить социальную экологию в данном пространстве: чтобы пришли родители с детьми, что-то вынесли, или, по крайней мере, улыбнулись.

Фото: Мария Никифорова

Как вы считаете, с чего начинать неподготовленному зрителю знакомство с театром «Около»?

С классического произведения. Например, «Три сестры». На первый взгляд, это классика, но не всё там просто… Театр «Около» работает в сложной системе координат, и для актёра это очень интересно.

Вы играете и комические, и трагические роли. Сами кем себя больше считаете: комиком или трагиком?

Меня в молодости брали как неврастеника, а этот может играть всё (смеётся).

URL List