Шарлотта Ланнебу – журналистка и писательница из Стокгольма. У нас она известна как автор серии об Астрид, хотя у нее есть и другие детские книги: дебютный текст «Маленькая Э отправляется в путешествие» и повести об Олле и Болле. Ланнебу пишет и книги для молодых взрослых (янг эдалт): «Jag vill vara jordens medelpunkt» (2017), «Nyårsvandraren» (2020) и «Ensamseglarna» (2021).
Ее зовут Астрид
Примечательно, что главную героиню зовут Астрид, причем это имя она выбрала сама. Родители же дали ей имя Ева. А в первой главе книги «Меня зовут Астрид» как раз повествуется, почему Ева выбрала себе новое имя, она хочет, чтобы ее звали так же, как почти всех женщин в ее роду. В частности, так звали Евину прабабушку, матриарха в вермландском поместье.
И тут нельзя не отметить, что Астрид – знаковое имя для любителей книг по всему миру. Возможно, кроме собственно Швеции, где Астрид зовут многих женщин. Но для всех остальных Астрид – имя Астрид Линдгрен, великой детской писательницы, подобно тому как Агата – всегда Кристи.
Вряд ли это случайность. Конечно, Астрид – распространенное имя для девочки в Швеции, но, скорее всего, Шарлотта Ланнебу этим подчеркивает преемственность. Астрид из ее книг – это новая Пеппи Длинныйчулок. Пеппи, которая родилась в десятые годы двадцать первого века.
Ни о чем и обо всем
Это не драма и не большой детский роман. Астрид не должна никуда прицельно идти, никого спасать, ничего душераздирающего осваивать. Она просто живет в спокойствии и занятных развлечениях, как и полагается детям. Остросюжетности нет, но и не надо: полно простых детских радостей и увлекательных диалогов.
Астрид знает свои границы
Перед нами легкая и веселая книга для детей с симпатичной героиней. Она, как и все дети сейчас, играет в «Майнкрафт», играет с подругами, периодически ругается с сестрой. Астрид любит лимонад и рисовую кашу с корицей, ей нравится проводить время с бабушкой и дедушкой. В общем, все узнаваемо и стандартно.
Но вот в чем дело. Астрид хорошо знает, что ей не нравится. И не делает это. Ей не нравится картошка в столовой – и она ее не ест. Ей не нравится ходить на продленку – и к концу повести она наконец добивается того, чтобы туда не ходить. Это потрясающее умение не делать того, что не хочется, действительно отличительный признак детей сейчас.
То, к чему взрослые идут годами в психотерапии, ребенок, рожденный в десятые годы, умеет уже в детском саду. Разумеется, для этого его должны воспитывать в современных трендах, в согласии с теорией привязанности. И это восхищает, пусть даже с детьми, у которых все в порядке с самооценкой, взрослым не всегда просто.
Автор Елена Головнина