Кисы вокруг Кисы. «Двенадцать стульев», «Коляда-театр»

В Москве полным ходом идут гастроли екатеринбургского «Коляда-театра». Публика изрядно истосковалась по творчеству этого неповторимого уникального коллектива: на спектакли спешат и профессионалы, и рядовые зрители; интересуют и премьеры, и постановки-долгожители; каждый показ сопровождается овациями.

Один из хитов театра – спектакль «Двенадцать стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова – в прямом смысле наделал шуму в стенах Театрального центра «На Страстном»: так долго аплодировала и не расходилась публика. Постановка 2017 года об охоте Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера за зашитыми в стуле драгоценностями идёт почти четыре часа, но не даёт ни на минуту заскучать. Поражает всё: от диковинного оформления сцены и заводных танцев до глубокой проработки даже самых второстепенных характеров (постановка, сценография, музыкальное оформление – Николай Коляда; хореография – Никита Борисов).

Фото: Людмила Сафонова

Уже с первых минут невозможно не умиляться: со сцены в большом количестве на вас «смотрят» коты, кошки и котята, плюшевые и вышитые, сидящие на чьих-то руках или свисающие со стены, нашитые на костюм или реквизит. Эти ласковые домашние животные становятся олицетворением внутреннего мира Кисы Воробьянинова (Николай Коляда), жаждущего тепла, уюта и заботы, но вынужденного расшибаться в поисках драгоценностей ради вожделенного благополучия.

Киса Воробьянинов сломлен переменами в стране и потерей всего, он довольно неповоротлив, чтобы приспосабливаться под новый государственный строй и начинать новую жизнь, и довольно глуповат, чтобы пускаться в одиночку в погоню за богатствами. Ему сам бог послал истинного дельца Остапа Бендера (Владислав Мелихов), который сумеет открыть любую дверь и достать деньги там, где, казалось бы, ими и не пахнет.

Фото: Людмила Сафонова

Бендер и Воробьянинов в унисон сценографии уподобляются бродячим котам и окунаются в череду приключений и передряг. Звучат песни (эстрадные и фольклорные), вплетается классическая музыка и опереточные мотивы, врываются романсы… Как тень преследует по пятам охотников за богатствами безмолвный, но проворный дух мадам Петуховой (Тамара Зимина), перевоплощающийся в финале в вестника дурных для Кисы новостей – техничку ДК, на строительство которого ушли искомые драгоценности.

На фоне поисков богатств ищет своё счастье деятельная мадам Грицацуева (Анастасия Панькова), процветает бизнес изворотливой Елены Станиславовны (Дарья Кызынгашева), наслаждается жизнью Эллочка Людоедка (Василина Маковцева)… А также строится новая советская жизнь с запусками трамваев, торжественными митингами, художественной самодеятельностью. Рядом гудят свадьбы, выпускают премьеры театры, шокируют сенсациями газеты, люди встречаются и расстаются…

Фото: Людмила Сафонова

А где-то слоняется третий бродячий кот – отец Фёдор (Павел Рыков), польстившийся на чужие богатства и транжирящий богатства собственные. Не смотря на все старания его супруги Екатерины (Ирина Плесняева), денег сэкономить не получится, а нажить новые и подавно. Все искатели сокровищ останутся ни с чем, сломленные, но мечтающие, что кто-то даст им «ключ от квартиры, где деньги лежат».