Три женщины, три эпохи, три судьбы, связанные одним гениальным учёным… В РАМТ премьера! Режиссёр Алексей Золотовицкий выпустил спектакль «Женщины Лазаря» по одноимённому роману Марины Степновой, который в 2012 году стал победителем премии «Большая книга». Постановочная команда бережно отнеслась к тексту романа, сумела создать на сцене удивительную атмосферу сменяющих друг друга эпох и рассказать историю талантливого физика только женскими голосами.
Сюжет охватывает весь XX век, его главный герой – Лазарь Линдт, незаурядный учёный, создатель советской атомной бомбы (образ вымышленный, воплотивший в себе черты нескольких выдающихся советских физиков). У него уникальный склад ума, феноменальные способности, но в быту он просто профан, а в любви – круглый невежда. Его первая большая любовь – жена старшего коллеги Маруся (Анна Ковалёва), излучающая тепло и уют, всю жизнь мечтавшая о ребёнке и полюбившая на старости лет материнской любовью взрослого Лазаря.
Уже будучи почти стариком, он сам влюбится в Галину (Нелли Уварова) – молоденькую лаборантку из в закрытого города N, куда пришлось эвакуироваться в войну, но откуда не захотелось уезжать, потому что там решила остаться домашняя и заботливая Маруся. Галине Лазарь ломает жизнь, растаптывает всё её прошлое, она никогда его не полюбит, а глубину его любви не оценит даже после его смерти. Ужасным напоминанием о нём станет для Галины похожая на Лазаря внучка Лида (Антонина Писарева), которая волей судеб оказалась на попечении бабушки. Чтобы убрать внучку с глаз долой Галина отдаёт её в хореографическое училище, где у девочки раскрываются уникальные способности, но сама девочка просто ненавидит балет.
Действие начинается в пустом балетном классе, где встречаются три женщины Лазаря и, выполняя упражнения у станка, словно начинают проживать свои нелёгкие, сплетённые судьбы. В зеркалах класса растворяются времена и эпохи, просторы необъятной страны и их маленькие жизни. Внезапно зеркала окажутся шкафами (художник – София Егорова), из которых одним движением руки можно вытащить тот или иной фрагмент XX века, отрезок жизненного пути одной из героинь, частичку величия Лазаря Линдта.
Сам гений присутствует на сцене почти всегда – в виде неподвижного сурового бюста или в него перевоплощается одна из женщин, накинув на плечи его пиджак, завернувшись в зимнюю одежду либо нацепив очки. Также актрисы иногда превращаются во второстепенных героев – например, в невидимую массовку, выражающую общественное мнение в институте, где работает Галина, или в готовящихся к эвакуации из Москвы жителей.
При этом каждая из них олицетворяет неповторимый, непохожий на другие характер. Сойдись бы они все в одно время, в одном месте, двоим из них не удалось бы ужиться точно. Счастливая, несмотря ни на что, Маруся любит весь мир, с его несовершенствами, с чужими кричащими детьми, трудностями в стране и нестандартными ситуациями. Ей бы бесконечно стряпать, убирать, создавать уют, заботиться… Её энергии и сил хватит на всех.
Всё это противно Галине, мечтавшей о большой и чистой любви, но оказавшейся в лапах старика, сумевшего в её жизнь привнести лишь достаток и множество материальных благ и возможностей. Но вещи не заменят чувств, эмоций, привязанностей. Галина сурова, она не любит никого, её не любит никто. Пачка сигарет была ей важнее родного сына, флакон духов ей интересней внучки.
Лидочка, пролившая много слёз в своём балетном детстве, наверняка, хотела бы иметь своей бабушкой не холодную прагматичную Галину, а мягкую отзывчивую Марусю, и балетный станок она бы с радостью променяла на обычную кухню, где можно испечь пирожки или замесить пирог. Её талант – её же горе: то, что ей дано свыше, ей просто не нужно. И финальная сцена выбора – это колебание между долгом и вложенными силами и честностью с собой.