«…Так я, по горсти бедной принося
Привычну дань мою сюда в подвал,
Вознёс мой холм – и с высоты его
Могу взирать на всё, что мне подвластно.
Что не подвластно мне?..»
Пушкинские строки Юрий Георгиевич вдохновенно цитирует у галереи грамот и дипломов главного детища – Московского театра марионеток «Фигаро». Театр был создан 1 марта 1989 года на базе «Москонцерта» и сегодня продолжает радовать избирательную и неподкупную публику самых маленьких зрителей. «Коллектив театра – это и друзья, и коллеги, и полноценная семья», – признаётся Юрий Георгиевич. По-настоящему семейными становятся и его спектакли, где взрослые и дети равны, в камерном зале каждый чувствует себя легко и непринуждённо. Домашняя атмосфера и особый доверительный тон на сцене превращают сказочные сюжеты в добрые приключения, в которые ты отправляешься в роли одного из главных героев. И тут совершенно не важно, сколько тебе лет! Всё это становится возможным благодаря художественному руководителю театра «Фигаро», актёру, режиссёру, драматургу Юрию Баркееву.
13 марта Юрию Георгиевичу исполняется 80 лет! Его творческая биография парадоксальна и удивительна. Только представьте: талантливый, перспективный драматический актёр решает создать театр марионеток! И не просто создаёт, а ещё и осваивает профессию кукловода, режиссирует спектакли, пишет пьесы и песни. «Важно, чтобы ты ощущал тело куклы, а для этого необходимо хорошо чувствовать собственное тело, уметь им управлять», — Юрий Георгиевичподчёркивает, что актёр театра кукол в первую очередь должен быть хорошим драматическим актёром. И тут же за рабочим столом демонстрирует, как по-разному можно «оживить» тело марионетки, почему важны детали и внутренняя связь между актёром и куклой. Связь эта не ограничивается только тактильными ощущениями, тут важна метафизическая сфера, объединяющая в единый организм. Свою профессию Юрий Георгиевич не просто любит, это его гордость!
Отчасти выбор профессии был предрешён, Юрий Георгиевич родился в театральной семье: мама Раиса Ивановна танцевала в балете, позже стала балетмейстером Омского театра оперетты, а отец Георгий Леонтьевич пел в театре. «С детства я был лауреатом всех конкурсов чтецов, играл в школьном театре, ставил с первоклассниками спектакли, танцевал в маминых танцевальных коллективах, пел в папиных хорах…» В 1966 году Юрий Баркеев окончил Новосибирское театральное училище (мастерская народного артиста РСФСР Николая Михайлова), а затем работал одним из ведущих актёров Областного драматического театра им. А. В. Луначарского в Кемерове, Омского ТЮЗа им. ХХХ-летия комсомола, Городского драматического театра Воркуты, 1-ого Московского областного драматического театра.
Юрий Георгиевич вспоминает, как его ещё совсем молодого актёра назначили на роль Первого министра в спектакле по пьесе-сказке Евгения Шварца «Тень». «Сможешь сыграть старика?» — бросил вопросительно режиссёр, Юрий Георгиевич утвердительно кивнул. И сыграл! Три моноспектакля — «Монолог Поэта» (стихи разных лет Михаила Лермонтова и письма к Марии Лопухиной), «Прикосновение» (по пьесе «Прикосновение» и повести «Спокойный день» Рустама Ибрагимбекова) и «Облака» (стихи и песни Петра Градова) — говорят об избирательности Юрия Георгиевича, о его нетривиальном подходе к выбору репертуара, стремлении работать с качественной литературой. Но даже эпизодические роли в его исполнении всегда запоминаются, они колоритны и эмоциональны. В каждом созданном персонаже есть и аристократизм, и немного загадочности, ироничности, живой искорки неподдельного, человеческого. Стоит вспомнить роли в кино: заведующий лабораторией «Не ждали, не гадали!» (1982), цыганский барон «Безумная Лори» (1991), сосед Петрова «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-4» (2010), учитель географии «Любовь и прочие глупости» (2010), Сергей Жуков «Преступление будет раскрыто-2» (2010), Григорий Александрович «Пилот международных авиалиний» (2011), Степан Городенцев «Версия» (2015) и др.
В спектакле по пьесе Юрия Георгиевича «Бабушка для инопланетянина» главный герой отправляется на другую планету, чтобы отыскать бабушку. Инопланетянин вовсе не похож на хрестоматийный образ, он добрый, наивный, беззащитный. Метафорическое путешествие похоже на извечный поиск любви, ради которой ты готов на космическом корабле отправиться в неизведанные дали, тобой правят не инстинкты, а чувства. Инопланетянину помогают добрые друзья, несмотря на его непохожесть с ними. Постановка, как и все работы в театре «Фигаро» музыкальная, динамичная, трогательная. В репертуаре, помимо спектаклей, мастер-класс «Куклы — детям», во время которого актёры учат любознательных зрителей управлять перчаточными куклами и делятся секретами режиссёрской профессии. Часто такие встречи перерастают в импровизированные спектакли, и кто знает, быть может, для кого-то определят выбор будущей профессии.
«…Фигаро здесь, Фигаро там…» — название театра Юрий Георгиевич отчасти объясняет этой фразой, но тут же подчеркивает, что «музыка в нашем театре является одним из действующих героев». Фигаро на эмблеме театра имеет две пары рук и ног, подобно индийскому божеству, обладающему невероятной силой и способностью выполнять несколько дел одновременно. Быть может, здесь заложен философский смысл, а множество конечностей символизирует равновесие между жизнью и смертью, борьбу добра со злом. В сущности, именно об этом каждый спектакль Юрия Георгиевича — волшебника для сотен маленьких зрителей. Через сказочные истории он знакомит их с законами мироздания, дарит детям встречу с театральным чародейством, открывая мир, где всем должна править только любовь. Переоценить роль театра «Фигаро» невозможно, ведь уроки добра бесценны, также, как и бесценно творчество самого Юрия Георгиевича Баркеева.