«Идеальная иллюзия»: смотрим итальянскую кинокартину о том, чего стоит успех в современном искусстве, как отличить талант от амбиций и чем лечиться от любовных заблуждений

27 апреля в российский кинопрокат выходит итальянская мелодрама «Идеальная иллюзия». На этот раз компания «ПилотКино» привезла фильм из программы Международного Туринского кинофестиваля. Оставив за кадром психологические хитросплетения и подробности сюжета, рассказываем о некоторых художественных особенностях премьеры.

? Режиссёр фильма – известный итальянский кинематографист Паппи Корсикато. Он снял более 30 документальных фильмов о современном искусстве, которые были представлены в галерее Тейт Модерн в Лондоне, Центре Помпиду в Париже и других знаменитых на весь мир музеях, а также принимали участие во многих кинофестивалях, включая Берлинский. Корсикато – обладатель итальянского «Золотого глобуса» и Премии Пазинетти Венецианского кинофестиваля.

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

? Сюжет картины о современном искусстве вдохновлён реалистическим романом Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии» (цикл «Человеческая комедия», раздел «Этюд нравов»). Бальзаковский герой – молодой честолюбивый провинциал-карьерист, красавец-поэт, пробивающийся к славе через лишения и несчастья и преодолевающий подводные камни и опасные повороты судьбы. Роман сатирически показывает круги парижской журналистики и богемы и отражает новые явления социальной действительности во Франции 1820-х. Паппи Корсикато мастерски вписывает сюжет в реалии современной Италии и контекст современного искусства.

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

? Фильм – один из тех, для которых наименование «кинокартина» следует понимать буквально как кинематографическая картина. Глаз зрителя порадуют пейзажные перспективы Рима и Милана, красивые интерьеры, лица и костюмы, живописная палитра, а также эстетика современного искусства, переданная за счёт характера съёмки, монтажа и художественных эффектов – расфокус, блюр, подчёркнуто декоративные раскадровки и необычные клоузапы.

? Характерные черты фильма – недосказанность, условность, фрагментарность киноповествования и заметный дисбаланс в динамике сюжета. Эпизоды с множеством деталей и подробностей вольно чередуются с «украденными» моментами. Например, все важные диалоги героев показаны репортажно – с выключенным звуком, схематично и даже скомканно. Во время просмотра создаётся впечатление, что своей работой режиссёр пытался донести до зрителя суть современного искусства, как бы намекая: да, тут вам не реализм, всё не очень-то понятно, так что додумывайте сами. 

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

? Ещё один парадокс: фильм рассказывает о молодом художнике в поисках признания, мы часто видим его за работой в студии, о его творениях говорят другие, но за полтора часа экранного времени нам ни разу не показывают его картин, зритель лишён возможности самостоятельно оценить талант героя. Неужели изображение на холсте не имеет никакого значения? Интригу раскрывает один из героев, обращаясь к протагонисту: «Заметно, что в мире искусства ты новичок: если ты не выставляешь свои картины, то они не продаются, а если они не продаются, то ты не существуешь как художник». Жестоко, но факт: современных художников создают не искусные мазки, а влиятельные критики.

? В роли звёздного арт-критика Франческо Бонами снялся сам Франческо Бонами, искусствовед и суперавторитетный куратор в области современного искусства. С его именем связаны журнал Flash Art, 3-я «Манифеста» в Любляне (2000), 50-я Венецианская биеннале современного искусства (2003), 75-я биеннале музея Уитни (2010). Бонами известен и в России: в 2011 он приезжал с лекциями по приглашению фонда V–A–C, а в 2013 впервые на русском языке вышла его книга «Я тоже так могу! Почему современное искусство всё-таки искусство». В ней автор объясняет, чем гений отличается от посредственности, как Энди Уорхол выдержал испытание временем и почему многие работы современных художников сильно переоценены. Очаровательное камео Бонами добавляет в картину честных, самоироничных красок.

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

? Иллюзия – универсальная концепция современного искусства и ключ к его трактовке, эту мысль Паппи Корсикато раскрывает с высоты собственных знаний. Любовь – та же иллюзия, но, чтобы понять это, не нужно специального образования, жизнь сама всему научит. Параллель между любовью и творчеством вырисовывается в картине естественным образом – богатой мелодраматической линией. Любовный треугольник, эйфория и страсть, пикантная искра новизны и страх быть отвергнутым, непонимание, приводящее к печальным последствиям, клубок личных амбиций и ложь, снежной лавиной увлекающая в бездну, – лав-стори героев хватило бы на учебник по психологии отношений. 

Фото предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

«Идеальная иллюзия» (Perfetta illusione)
Год: 2022
Режиссёр: Паппи Корсикато
В ролях: Джузеппе Маджо, Каролина Сала, Маргерита Викарио, Сандра Чеккарелли, Маурицио Донадони, Ивана Монти, Даниэла Пиперно, Франческо Бонами.
Продолжительность: 88 мин.
Возрастная категория: 18+
Расписание показов

URL List