«Изящной легкости чистейший образец» – именно так можно перефразировать слова Александра Сергеевича Пушкина по отношению к спектаклю «Подарок». Апрельская премьера в Мастерской Петра Фоменко получилась по-весеннему воздушной и жизнерадостной, наполненной теплым светом, искренним смехом и бьющей через край энергией.
Разворачивая «Подарок», зритель увидит пять новелл Ги де Мопассана («Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась» и «В пути»), объединенных темой любви во всех ее проявлениях. Режиссер и автор инсценировки Юрий Титов логично увязывает рассказы друг с другом, благодаря чему спектакль выглядит единой историей, и лишь в финале игривый тон забавных ситуаций сменяется легкой грустинкой обреченного чувства.
Центральными персонажами в хитросплетениях сюжета, конечно, выступают женщины. Кто как не они способны быть непредсказуемыми, нелогичными, эмоциональными, но неизменно очаровательными. Серафима Огарева, Роза Шмуклер, Александра Титова и Наталья Мартынова естественны и свободны в образах своих героинь – прелестных дам XIX века, будто сошедших с картин великих мастеров, но в чем-то неуловимо современных.
Художник-постановщик Мартын Степанов справедливо рассудил, что таких красавиц не стоит оттенять излишним оформлением пространства. Сценография складывается из небольших, но ярких и символичных деталей, элегантно и ненавязчиво дополняющих истории. Так же, с безупречным вкусом, созданы образы персонажей. Художник по костюмам Олеся Скарына до мельчайших подробностей воспроизвела утонченные и изысканные наряды ушедшей эпохи.
Камерное пространство Зеленого зала Старой сцены позволяет целиком погрузиться в эту эпоху. Шелест платьев, запах духов, кажется, можно даже ощутить вкус вина в изящных бокалах. В некоторых сценах спектакль предполагает контакт со зрителем, но, в духе общего настроения постановки, легкий и ненавязчивый, как мимолетная встреча.
Мужчины спектакля – Амбарцум Кабанян, Михаил Крылов, Степан Владимиров и Вениамин Краснянский – играют по нескольку ролей, органично переключаясь с комедии на лирику и обратно. Во взаимоотношениях с дамами они, скорее, ведомые, но столь очаровательны в своих порывах, что удержаться от улыбки совершенно невозможно.
Режиссер Юрий Титов признается, что название спектакля возникло само собой из-за случайной оговорки, такого рассказа у Мопассана нет. И как тут не поверить в добрых духов Театра, ведь «Подарок» – действительно подарок не только для поклонников Мастерской Петра Фоменко, но и для каждого ценителя театрального искусства.