«Сам театр – это поэзия. Даже в самых моих жестких по форме постановках она присутствует. Я всегда ищу эту легкость. Но вместе с тем – и юмор», – утверждает режиссёр премьерного спектакля «СтароМодная комедия» Скворцов (режиссёрский псевдоним заслуженного артиста России Владимира Скворцова). Лирическую историю по пьесе классика советской драматургии Алексея Арбузова на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета играют Ирина Климова и Владимир Майзингер.
Скворцов стремится привнести в сюжет мистических деталей, вуалируя за ними тему любви, которая побеждает смерть. Родион и Лидия, как современные Орфей и Эвридика, волею судьбы, поменялись ролями. Теперь она, пусть и не спускается в ад, но, в сущности, вытаскивает из одинокой пропасти возлюбленного, спасая заодно и свою душу. Появление безмолвных персонажей «без лиц» и ангела смерти в красном балахоне создаёт ощущение борьбы с потусторонними силами зла. Здесь отказаться от любви равносильно самоубийству. И нет никаких условностей – почтенный возраст, прошлые привязанности, быт – если ты влюблён надо бороться! Герои поочередно прогоняют предвестника смерти, спасая друг друга. Одинокие немолодые люди. Он – главврач санатория, она – пациентка, приехавшая на лечение. У них разные темпераменты, привычки и ритм жизни, но судьбы одинаково искалечены войной. У него война отняла любимую жену, у неё – единственного сына.
Действие в пьесе разворачивается в августе 1968 года на Рижском взморье. Художник-постановщик Мария Рыбасова не стремится воссоздать зарисовки пейзажей, ограничиваясь платформой-мостиком, за которой шумит море, и небольшим сооружением с калиткой. Герои большую часть времени не обременены бутафорией. Будто два атома с противоположными зарядами, что притягиваются друг к другу, они кружатся по сцене. Вот-вот и сольются в одном длинном танце, но… Пока этого не произошло, ведут длинные беседы, где юмор, и трагедия, и прошлое, и будущее, и ссоры, и примирения.
Ирина Климова старается состарить свою героиню: она понижает тон в голосе и порой переходит на тяжёлую походку. У Арбузова в пьесе мы читаем, что Лидия Васильевна одета «не без изящества, хотя и несколько пёстро». Копна волос, что выглядит немного кукольно, яркая мимика и много жестов, экстравагантные наряды и сумочки. Виктория Севрюкова продумала каждый выход героини, как топ-модели на показе мод. На фоне степенного оформления сцены, кричащая красная шляпка, множество аксессуаров и стилизованные плащи Лидии и Родиона выглядят уместно и стильно.
«Вы просто нерассудительный человек… Какой-то совершенно несовременный…» – таким видится Родион Николаевич. На протяжении многих лет, он ежедневно наведывается на могилу супруги и оставляет там букетик цветов. Он из разряда тех мужчин, которые не разучились «почтительно целовать» руку даме и делать им красивые комплименты. Владимир Майзингер замечателен в этом образе! Его персонаж преображается: из рационального врача, который удивляется, как Лидии Васильевне удаётся лазать через окно, он превращается в настоящего романтика. Владимир Майзингер работает мастерски, он обаятелен и точен. Особенно радует, что актёр не стал усиливать трагическое в своём герое, наверное, поэтому Родион Николаевич выглядит настоящим человеком, а не ожившей картинкой из патетического кино.
За его дуэтом с Ириной Климовой наблюдать любопытно. Они партнёрски чувствуют друг друга и любят материал. И не просто любят, ощущается какое-то тёплое, ностальгическое настроение, пиетет, с которым работают актёры. Рядом с ними три молодых коллеги – Юлия Бурова, Руслан Исмагилов и Ваня Пищулин. Они контрапунктом разыгрывают историю, в которой, быть может видятся эпизоды прошлого главных героев и символически раздвигаются рамки времени. Тут оно воспринимается, как что-то эфемерное, не имеющее власти над человеческими чувствами.
«СтароМодная комедия» в Театре им. Моссовета – это обнадеживающая история о том, как важно не упустить подарок судьбы, насколько бесценно встретить своего человека и не побояться стать счастливым. Ирина Климова и Владимир Майзингер рассказали известный сюжет по-своему, с позиции нашего с вами времени. И у них всё получилось.
После спектакля, конечно, всё мистическое стирается из памяти, а остаётся ангельская улыбка Лидии Васильевны, её чудаковатый чемодан с неисправным бегунком, привычка Родиона Николаевича жевать «леденцы, дабы избавиться от пагубного курения», и конечно же, его танец! Воображение рисует картинки совместной жизни героев. Сколько вечеров им отведено, сколько прогулок у моря, сколько раз они покормят вместе чаек и разопьют бутылочку вина на ужин?.. Какие подсчёты и прогнозы имеют значение, когда два человека наконец-то стали счастливыми. Этого у них никто отнять не сможет. Счастье не покоряется времени, счастье – это путь, а не пункт назначения.