Платоновский фестиваль редко представляет вниманию публики что-то однозначное, и спектакль белорусского режиссера Евгения Корняга не стал исключением.
«Венчание с ветром» рассказывает о поворотном событии в жизни почти каждого человека, о вступлении в брак. Вместо слов – традиционные белорусские песни и плачи, испокон веков звучавшие за свадебным столом. Но если по классике устное народное творчество сосредотачивается на невесте и описывает ее переход в новую семью как символическую смерть, то в своем спектакле Корняг меняет акценты и показывает безмолвный, как будто затерявшийся в многоголосом хоре гостей за свадебным столом, плач жениха, неспособного отказаться от комфортной и понятной жизни под всепокрывающим крылом материнской любви.
Сам режиссер рассказал в одном из интервью, что история созависимых отношений взрослого сына и сверхлюбящей матери, не готовой его отпустить, очень личная – в его детстве перед глазами не было примера сильного мужского характера. Так что показать, как работает биполярная семья с двумя сильными женщинами внутри было для него важной творческой и личной задачей.
С самого начала «Венчания с ветром» зритель понимает, что ничего хорошего здесь его не ждет. На это ощущение, лишь растущее по ходу постановки, работает и цвет, строгий монохром, знакомый каждому по реальным свадьбам, и свет, расставляющий акценты по многочисленным деталям торжества, и, конечно, музыка. Те самые белорусские народные свадебные и не только песни в современной обработке, вводящие зрителя в транс, как это и задумывалось еще нашими предками, и рассказывающими свои истории внутри основного сюжета. Но не меньше говорят и многочисленные паузы – эти неспетые песни не дают зрителю передышку, наоборот, готовят к тому, что будет дальше, что ждет героев и зрителей через минуту, вплетаются в ритм повествования.
«Венчание с ветром» – одна из самых некомфортных постановок Платоновского фестиваля, о чем можно смело говорить по стремительно пустеющему залу прямо по ходу развития сюжета. И это объяснимо: Корняг не только безоценочно представляет тот вариант семейных отношений, что прискорбно часто можно встретить в повседневной жизни, но и рассказывает истории гостей застолья, которые в момент очередного тоста мысленно переживают свой травматичный опыт, например, эмиграции или абьюзивных отношений.