Полицейский участок. Допрос. Главная героиня «Части картины» Аси Володиной Софья Львовна рассказывает некому высокопоставленному человеку историю своей жизни – честно и подробно. Заодно она рассказывает её и нам, читателям.
Героиня этой книги – человек с твёрдыми принципами, которые она взрастила с самого детства. Несмотря на свою молодость – около тридцати – женщина как будто бы ощущает себя старой. Оставаясь везде одиночкой, она привыкла справляться с проблемами самостоятельно, и эта самостоятельность выстраивает барьеры между ней и другими людьми. Её героиня приковывает взгляд, чем пристальнее на неё смотришь, тем глубже и сильнее раскрывается её образ. Но Софья не готова признаться себе в этом. Она усердно пытается быть среднестатистическим человеком, отворачивается и отнекивается от всего, что могло бы повлиять на неё. Её социальные взгляды долгое время сдерживали её от поступков, вписывали в «усреднённые» рамки среднестатистического человека, однако в один день всё меняется, и Софье приходится выйти из прежних границ и научиться отстаивать и защищать свои принципы.
Софья Львовна внезапно прославилась из-за громкого теракта, во время которого ей пришлось убить человека, чтобы защитить ребёнка – так о ситуации рассказала пресса, защитить себя – честно признаётся Софья. Она чётко осознаёт, что не будь тогда рядом ребёнка, чью защиту ей вменяют, дело граничило бы с жестокой расправой, и вся слава Софьи строится на тонкой грани самозащиты и намеренного убийства.
Так человек, который долгое время скрывался за шорами невмешательства, становится школьной супергероиней. Этот статус давит на Софью – он даёт ей в руки обязательства принять на себя ответственность за участие в общественной жизни.
Вскоре в школе случается скандал, грозящий подпортить её репутацию. Один из классов захлёстывает волна несправедливости – в сеть слито видео с издевательством школьников над одноклассницей, которое подзуживается учительницей, и Софье Львовне приходится заменить их классную руководительницу. Её ответственность растёт пропорционально виткам сюжета, Софья вынуждена постоянно балансировать между рабочей и школьной жизнью, каждая из которых переполнена сложностями. Атмосфера в школе нагнетается буллингом, коррупцией, фаворитизмом и попыткой стандартизировать мышление как школьников, так и учителей. Эти проблемы распространены повсеместно, они общие не только для героев, но и для читателей, которые сосуществуют в такой же непридуманной реальности.
Постепенно роман перерастает в едва ли не детектив, мы понимаем – что-то случилось, и распутываем нить за нитью многоуровневое повествование, до самой последней страницы гадаем, что же случилось, кто виноват и что с этим нам всем теперь делать. Мотивы преступления есть у каждого (Софьи, учеников, педагогического состава, родителей) – те или иные.
Ася Володина в своём дебютном романе стала «голосом поколения», говорящим с читателем на неудобные темы лжи, коррупции, подтасовки голосов на выборах и школьных интригах. «Часть картины» – непростой роман, который ставит перед героями и читателями вопрос – что считать злом большим, а что – малым. Насколько можно терпеть это зло, чтобы жить в мире, в котором тебя ничего не касается? Стоит ли выходить из-за сцены и проявлять своё мнение или силу? Софья не знает. Какой же частью картины является Софья? Или же часть картины – события, свидетелями которых мы становимся, а общее, целое, великое – находится всегда за горизонтом, неподвластное нашему обозрению. Может быть, часть картины – люди, которые сталкиваются с социальной несправедливостью и отдают силы борьбе с ней? А картина тогда – все мы. Сюжет книги – всего лишь эпизод истории. Несправедливость сменяется справедливостью, и наоборот, в зависимости от того, чьё слово победило на этот раз, но чаша весов всегда находится на чьей-то стороне.
Автор Лада Кулинич