В общем, все умерли, а карета превратилась в тыкву. Александр Марин поставил в Театре Гоголя «Дядюшкин сон»

В начале сентября свою версию повести Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» представил режиссёр Александр Марин. Мы сходили на премьеру в Театр имени Гоголя и в очередной раз убедились, что классику в этом театре любят и ценят, и потому ставят нескучно, находя интересные акценты и решения. Рассказываем, что в спектакле привлекло наше внимание.

Фото предоставлено пресс-службой Театра Гоголя

Это спектакль-матрёшка. Наружная рамка – чисто режиссёрская: на сцене идёт репетиционный прогон с саунд-чеком, проверкой реквизита и вводом актрисы. Под контуром внешней матрёшки – автор: повесть Достоевского близко к тексту, сама история провинциальных страстей из уездных летописей. Глубже внутрь расположены персонажи по убыванию значимости – от главной мордасовской гранд-дамы Москалёвой до её бессловесного супруга Афанасия Матвеича.

В самой серединке матрёшки сидит Шекспир. Брезгливо упомянутый Марьей Александровной «проклятый Шекспир», от чтения которого в молодых умах якобы заводятся неправильные мысли, в режиссуре Александра Марина получает собственный контур. Как и у Шекспира, у Достоевского (в том числе в «Дядюшкином сне») присутствуют трагизм и отчаяние, победа страстей над слабой волей человека. Марин ставит повесть Достоевского в трагикомическом ключе, и если первая часть спектакля – чистая комедия, то после антракта юмор сгущается до трагедии. Финал спектакля омрачён смертями, что тоже вписывается в шекспировскую парадигму в духе «все умерли».

Фото предоставлено пресс-службой Театра Гоголя

Есть в спектакле и другие шекспировские «зацепки». Мордасовские светские дамы истово кружат по гостиной Москалёвых, куражатся и дьявольски наседают на Князя Гаврилу, терзают Зину и Марью Александровну, и вообще напоминают ведьм-вещуний из «Макбета». Мозгляков, впечатлившись собственным благородством, примеряет на себя роль Принца Гамлета, и вот уже он не Мозгляков, а артист Кирилл Ковбас, который, не успев выйти из образа, принимает тыкву в руках монтировщика за череп Йорика. А «Я осёл» в устах Мозглякова-Ковбаса звучит и вовсе самоиронично, если вспомнить, что в местной постановке «Сна в летнюю ночь» артист исполняет роль ткача Основы и ходит в ослином гриме. 

Фото предоставлено пресс-службой Театра Гоголя

В Театре Гоголя собралась замечательная труппа, и «Дядюшкин сон» – несомненно актёрский спектакль. Каждый хорош: большие и маленькие роли продуманы и разыграны интересно и точно. Из других театров в постановку приглашены Алёна Яковлева и Александр Семчев, обожаемые публикой за большой драматический талант. Назначения абсолютно оправданны, и, кажется, сколько ни засматривайся на искусные рисунки обеих ролей, всё будет мало. Яковлева играет Марью Александровну по-царски широко, ярко и напористо, во всю амплитуду материнского сердца, но органично снижает градус в нужный момент. Семчев по обыкновению трогателен, и в образе князя К. виртуозно сочетает фарс и трагизм, на глазах у всех превращаясь из кареты в тыкву.

Фото предоставлено пресс-службой Театра Гоголя

По сути это превращение – метафора сегодняшнего дня с его искажённой оптикой постправды – дипфейков, пранков, инфовойн и переобувания в воздухе. Не важно, что было на самом деле: если вам это показывают, значит это правда. Мы все как будто живём в дядюшкином сне, и реальность будет зависеть от того, чей голос мы, проснувшись, услышим первым.

URL List